Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 августа 2015 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи С.Е.А.,
судей Б.В.Ю., Т.М.М.,
при секретаре К.А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2015 года, которым частично удовлетворены исковые требования П.Е.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края о признании незаконным решения государственного органа, отмене решения государственного органа, назначении пенсии по старости с момента достижения 50 летнего возраста.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.Е.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края об оспаривании решения о признании незаконным решения государственного органа, отмене решения государственного органа, назначении пенсии по старости с момента достижения 50 летнего возраста.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2015 года частично удовлетворены исковые требования П.Е.Б.:
признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края N ... от 09 июля 2013 года об отказе в назначении страховой части трудовой пенсии по старости;
постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края назначить П.Е.Б. пенсию по старости с момента его обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края, то есть с 19 апреля 2013 года.
В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ по Кировскому району Ставропольского края выражает свое несогласие с решением суда. Считает его незаконным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование своей позиции указывает, что право на досрочную пенсию по старости может быть реализовано при соблюдении условий, установленных подпунктом 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы: достижение мужчинами возраста 55 лет, женщинам - 50 лет и наличие страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет. Что касается пенсии по старости, установленной военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные и проверочные сборы, направленным, командированным для работы по ликвидации на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшими инвалидами в следствие чернобыльской катастрофы, в соответствии со ст. 30 Закона от 15 мая 1991 года N ... по достижении возраста 50 лет, то указанная пенсия не относится к трудовым пенсиям, поскольку имеет иную правовую природу и является гарантией государства по возмещению гражданам вреда, причиненного в результате чернобыльской катастрофы. Получение указанной пенсии одновременно с государственной пенсией по инвалидности вследствие военной травмы ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ не предусмотрено. Кроме того, ответчик указывает, что право на установление указанной пенсии у истца П.Е.Б. отсутствует, в связи с тем, что он не достиг возраста 55 лет, установленного пп. 3 п. 1 ст. 28 Закона от 17 декабря 2001 года и у него не выработан требуемый для назначения пенсии страховой стаж - 25 лет. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Истец П.Е.Б., представитель ответчика Т.Ю.О. в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения жалобы извещены, в связи с чем, обусловленные положениями статей 167, 327 ГПК РФ препятствия для рассмотрения дела в апелляционной инстанции, отсутствуют.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление представителя УПФ РФ по Кировскому району Ставропольского края - С.О.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, мнение представителя истца Л.В.Н., просившего решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно статье 28.1
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что П.Е.Б. в составе войсковой части ... в период с 24 июня 1986 года по 15 сентября 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне повышенной радиации и получил дозу облучения 25 рентген.
В результате выполнения работ, связанных с радиацией, П.Е.Б. установлена 2 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности "заболевание, связанное с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС", "Увечье, полученное при исполнении обязанностей в/сл, связано с аварией на ЧАЭС".
Трудовой стаж П.Е.Б. начинается с 1980 года и составляет более 5 лет.
Согласно пенсионного удостоверения N ... , Птичкин Е.Б. является получателем государственной пенсии по инвалидности (причина инвалидности: заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС).
Продолжительность страхового стажа П.Е.Б. составляет 15 лет 8 месяцев 22 дня.
Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о признании незаконным протокола решения ГУ - УПФ РФ по Кировскому району Ставропольского края N ... от 09 июля 2013 года об отказе в назначении трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению, а также, что пенсия по старости должна быть назначена истцу с 19 апреля 2013 года.
Учитывая Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 года N ... , судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Птичкин Е.Б. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.
При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения П.Е.Б. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется, в связи с чем состоявшиеся по делу судебное решение судебная коллегия признает незаконным и подлежащим отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное решение, принять новое решение, об отказе в удовлетворении иска П.Е.Б., поскольку судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Е.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края о признании незаконным решения государственного органа, отмене решения государственного органа, назначении пенсии по старости с момента достижения 50 летнего возраста - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.