Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Чемякиной И.А.
судей Мороз И.Г., Герасимовой О.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 07 августа 2015 года дело по заявлению Соломкиной С. Н. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел РФ" и восстановлении в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе представителя Соломкиной С.Н. - Усова А.М. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 21 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соломкина С.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел РФ" и восстановлении в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что проходила службу в МВД России в должности "данные изъяты". Календарная выслуга составила 16 лет. На очереди нуждающихся состоит с 1995 года, на состав семьи из четырех человек. 07.11.2013г. заявитель подала документы о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, в 2014 году жилищная комиссия решила снять её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилой площадью, а также исключить из списка по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. У супруга в собственности была квартира с 2003 по 2008г. по "адрес", площадью 47,8 кв.м., данные сведения заявитель предоставляла, кроме того обеспеченность жильем не превышала норматив предоставления в квадратных метрах и составляла менее 8 кв.м. жилой площади на человека. На данный момент квартира по "адрес" не в собственности супруга. В настоящее время она проживает с мужем и детьми, внуками по "адрес", данное жилье является временным, общежитие выдавалось из специализированного фонда ФИО1 Просила суд признать незаконными протоколы N и N жилищно-бытовой комиссии от 19.11.2014г., восстановить Соломкину С.Н. с учетом членов её семьи в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 21 апреля 2015 года в удовлетворении требований Соломкиной С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Соломкиной С.Н. - Усов А.М. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Соломкина С.Н. и члены её семьи были поставлены в очередь до введение в действие ЖК РФ (до 01 марта 2005 года), в связи с чем, имеет право состоять на учете, а также получить социальную выплату на жилье. Кроме того, оспариваемые решения комиссии, протокол N и N, приняты с нарушением установленного тридцатидневного срока, то есть с нарушением порядка снятия с учета. Оснований для исключения из списка сотрудников на получение жилого помещения по договору социального найма не имелось. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу Врио начальника ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ" - ФИО2, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Соломкину С.Н. и ее представителя Усова А.М., доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителя ФКУ "ДВОУМТС МВД России" Хмарского М.В., с доводами апелляционной жалобы не согласившегося, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что согласно приказу N, срок службы Соломкиной С.Н. в органах внутренних дел составляет 16 лет 08 месяцев 27 дней.
Соломкина С.Н. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы в "данные изъяты" УИН Минюста России по Хабаровскому краю 12.05.1995 году, с учетом членов семьи, состоящей из трех человек.
В связи с изменением места службы Соломкина С.Н. предоставила председателю жилищно-бытовой комиссии ФГУ "ДВВБ МВД России" 25.02.2005г. рапорт о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий только в отношении себя.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 25.02.2005г. Соломкина С.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.
Согласно выписки из протокола N от 02.06.2010 года следует, что Соломкина С.Н., включена в состав участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата по категории, установленной абз. 7 пп. "а" п. 3 Правил, составом семьи четыре человека.
Из протокола N заседания комиссии по рассмотрению жилищно-бытовых вопросов и предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФКУ "ДВОУМТС МВД России" от 27.12.2012г., следует, что в результате реорганизации в форме присоединения к ФКУ "ДВОУМТС МВД России", произведенной на основании приказа МВД России от 13.02.2012г. N, ФКУ "ДВБХР МВД России" прекратило свою деятельность.
Согласно приложению к протоколу N от 27.12.2012г., Соломкина С.Н. с составом семьи три человека, была включена в список сотрудников ФКУ "ДВОУМТС МВД России" на получение жилых помещений по договору социального найма и принята на индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой собственностью.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии N от 26.03.2014 года Соломкина С.Н. с семьей в составе двух человек (она и супруг), принята на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Судом установлено, что Соломкина С.Н. предоставила комиссии выписку из ЕГРП от 19.02.2014, согласно которой ФИО1 супругу Соломкиной С.Н. в период с 02.12.2003г. по 26.06.2008г. на праве собственности принадлежала квартира площадью 47, 8 кв.м. по "адрес", жилая площадь составляет 28,3 кв.м.
Протоколом N заседания комиссии по рассмотрению жилищно-бытовых вопросов и предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФКУ "ДВОУМТС МВД России" от 19.11.2014г. Соломкина С.Н. исключена из списка сотрудников ФКУ "ДВОУМТС МВД России" на получение жилых помещений по договору социального найма, ввиду того, что Соломкина С.Н., не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Протоколом N заседания комиссии по рассмотрению жилищно-бытовых вопросов и предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФКУ "ДВОУМТС МВД России" от 19.11.2014 г., Соломкина С.Н. с семьей (муж, сын) снята с учета в ФКУ "ДВОУМТС МВД России" для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, ввиду установления факта неправомерности принятия на учет Соломкиной С.Н. как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Конституционной Суд РФ в Определении от 01 декабря 2009 г. N 1549-О-П указал, что согласно конституционно-правовому смыслу изложенной нормы права она не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на учет.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР от 1983 г. и подпункта "а" пункта 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР", нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно п. 2.1.1. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденных решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов и Президиума Хабаровского краевого Совета профессиональных союзов от 21 февраля 1991 г. N 46, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в г. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Еврейской автономной области, в Советско-Гаванском, Амурском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканском и Ульчском районах 8 квадратных метров и менее. (действующим на момент правоотношений).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения Соломкиной С.Н. с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФГУ "ДВВБ МВД России", она и члены семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку с учетом принадлежащей на праве собственности квартиры супругу Соломкиной С.Н., общей площадью 47, 8 кв.м., жилой - 28,3 на каждого члена семьи приходилось по 9, 43 кв.м.
Таким образом, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право Соломкиной С.Н. на получение жилого помещения по договору социального найма, были утрачены.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 6 статьи 4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона).
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ.
Исходя из изложенного, поскольку Соломкина С.Н. неправомерно принята на учет в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий, ввиду не предоставление заявителем сведений о наличии у её супруга жилого помещения в собственности, следовательно, оснований для принятия на учет Соломкиной С.Н. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имелось.
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основан на законе, поскольку Соломкина С.Н. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, обжалуемые протоколы заседания комиссии по рассмотрению жилищно-бытовых вопросов и предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФКУ "ДВОУМТС МВД России" от 19.11.2014г., приняты в соответствии с требованиями законодательства.
Судебная коллегия считает, что указанный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении требований доказательствами.
Доводы жалобы о том, что Соломкина С.Н. и члены её семьи, имеют право состоять на учете, а также получить социальную выплату на жилье, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что оспариваемые решения комиссии, протокол N и N от 19 ноября 2014 года, приняты с нарушением установленного тридцатидневного срока, судебная коллегия находит не состоятельными, с учетом предоставления Соломкиной С.Н. сведений о наличии в собственности у ее супруга жилого помещения по "адрес" в неустановленный период времени с момента постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты (протокол N от 26.03.2014г.) и до принятия решения об исключении из списка сотрудников ФКУ "ДВОУ МТС МВД России" на получение жилых помещений по договору социального найма (протокол N от 19.11.2014г.).
Судом первой инстанции дана соответствующая оценка представленным доказательствам в соответствии со статьями 55, 56, 67 ГПК Российской Федерации, выводы суда изложены в обжалуемом решении.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 21 апреля 2015 года по заявлению Соломкиной С. Н. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел РФ" и восстановлении в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Соломкиной С.Н. - Усова А.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи И.Г. Мороз
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.