Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Н.В. Пестовой
судей Е.А. Бузыновской, В.А. Галенко
при секретаре Ю.Л. Гладких
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова С. Г. к Военному комиссариату Хабаровского края о перерасчете пенсии, выплате задолженности по пенсии,
по апелляционной жалобе представителя истца Малышева Д. С. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 12 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения представителя С.Г. Колесникова Д.С. Малышева, действующего на основании доверенности от 19.03.2015 г., представителя Военного комиссариата Хабаровского края М.Л. Зраевой, действующей на основании доверенности от 31.12.2014 г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Колесников С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Хабаровского края о перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности по пенсии.
В обоснование требований истец указал, что ответчик при расчете процентной надбавки за выслугу лет и выплате пенсии за период с 01.11.1993 года по 01.01.2013 года необоснованно не применил льготный порядок исчисления выслуги лет за службу в отдаленных местностях РФ, при котором один месяц службы засчитывается за полтора месяца. Выслуга лет для исчисления и назначения пенсии составила свыше 25 лет, что влечет применение процентной надбавки в размере 70% вместо 65%.
С учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований, просил суд взыскать с ответчика в его пользу сумму не доплаченной пенсии за период с 01.11.1993 года по 31.12.2011 года в размере "данные изъяты".
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 12 мая 2015 года в удовлетворении требований Колесникову С.Г. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца, действующий по доверенности, Малышев Д.С. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств по делу. Считает, что выводы суда о не включении в порядок исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки времени обучения истца в высшем учебном заведении являются ошибочными.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы Военный комиссариат Хабаровского края просит решение суда стравить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на законность и обоснованность постановленного судом решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Колесникова С.Г. Малышев Д.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Хабаровского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии, определены в ч.1 ст.18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 г. N 4468-1, содержащей положение о том, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 2 п.2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в действующей редакции) регламентировано: в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 г. N 854 в п.2 названного Постановления внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, в частности из абзаца 2 п.2 исключены слова "органов внутренних дел" и текст дополнен следующим содержанием: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г.".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 01.11.1963 года по 23.11.1966 года Колесников С.Г. проходил срочную службу по призыву.
С 03.07.1972 года по 31.10.1993 года проходил военную службу.
Выслуга лет в календарном исчислении на день увольнения Колесникова С.Г. составляет 21 год 04 месяца 09 дней.
С февраля 1994 года Колесникову С.Г. назначена пенсия за выслугу лет. Выслуга лет в льготном исчислении составляет 31 год 02 месяца 17 дней.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с учетом действующего в спорный период законодательства устанавливалось включение только календарного периода службы, при этом включение периода учебы для исчисления указанной надбавки не предусматривалось.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст.43 вышеуказанного Закона для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).
В связи с проводимыми реформами в органах внутренних дел внесены изменения в действовавшее ранее законодательство и изданы новые правовые акты. Так, Федеральным законом от 08.11.2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст.43 были внесены изменения, согласно которым указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии с п.8 ст.12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п.9 ст.12 этого же Закона при пересмотре указанных в ч.8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст.2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, с 01.01.2012 г. всем лицам, проходившим службу в органах внутренних дел и уволенным до 01.01.2012 г., производится перерасчет пенсии в соответствии с новым законодательством и по новым окладам.
До 01.01.2012 г. размер процентной надбавки за выслугу лет исчислялся в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Согласно п.6 ст.1 названного Федерального закона сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 года до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет 1 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством РФ:
До 01.01.2012 г. Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2002 г. N 43.
С 01.01.2012 г. процентная надбавка за выслугу лет переименована в ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п.7 ст.2 указанного Федерального закона ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 2 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 до 20 лет - 25 процентов; от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов.
Согласно п.8 ст.2 этого же Федерального закона порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в ч.7 настоящей статьи, определяется Правительством РФ, в данном случае - Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 г. N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", утвердившим Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел РФ.
Статьей 2 данных Правил определены периоды, подлежащие включению в стаж, при этом периоды обучения в каких-либо учебных заведениях в исчерпывающий перечень, указанный в статье, не входят.
В силу п.3 Правил, периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По изложенным выше основаниям суд счел несостоятельным довод истца о применении Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно п.2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел РФ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды службы (работы) сотрудников, зачисленных на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации до 1 января 1993 г., исчисленные в соответствии с законодательством, действовавшим до указанной даты.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 г. N 147-О само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя. С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, направленное на значительное увеличение получаемого ими оклада месячного денежного содержания, в связи с чем, в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий. Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий. При пересмотре размеров пенсий указанных лиц размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливаются применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"). Что касается ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), то исчисление данной выплаты для указанной категории граждан производится также исходя из повышенного оклада месячного денежного содержания. Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции, и направлены на увеличение размеров указанных пенсий.
Как следует из представленных документов, перерасчет пенсии истца, осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, повлек увеличение размера получаемой им пенсии.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом первой инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 12 мая 2015 года, принятое по иску Колесникова С. Г. к Военному комиссариату Хабаровского края о перерасчете пенсии, выплате задолженности по пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Малышева Д.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Н.В. Пестова
Судьи Е.А. Бузыновская
В.А. Галенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.