Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 07 августа 2015 г. по делу N 33-257/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Вагапова Р.К.,
Клубкова Ю.В.,
при секретаре Масловой О.В., с участием представителя заявителя Валиева И.И. - Сатаева Р.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Валиева И.И. - Сатаева Р.Р. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Валиева И.И. об оспаривании решения начальника 4 отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Валиев с января 1995 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
1 августа 1997 года заявителю в период военной службы на состав семьи 4 человека (Валиев И.И., супруга - В. Р.Х., дочь - В. Э.И, сын - В. Д.И.) администрацией "адрес" было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 31,4 кв.м.
22 мая 2006 года заявитель расторг брак с В. Р.Х. и 15 декабря 2008 года указанная квартира была приватизирована его бывшей супругой и сыном. При этом заявитель и его дочь от приватизации отказались и 3 февраля 2012 года снялись с регистрационного учета.
Решением начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ) от 15 августа 2012 года, заявитель был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи два человека.
Решением начальника 4 отдела ( "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ от 26 февраля 2015 года N Валиев снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку распорядился ранее полученным от Министерства обороны РФ жилым помещением и не имеет возможности сдать его в установленном порядке.
Считая указанное решение должностного лица незаконным, Валиев обратился в Уфимский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать его незаконным, отменить и восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении.
Уфимский гарнизонный военный суд решением от 5 мая 2015 года отказал в удовлетворении указанного заявления Валиева.
Не согласившись с данным решением суда, представитель заявителя подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Валиева.
В обоснование указанной жалобы Сатаев ставит под сомнение правильность вывода суда о добровольном распоряжении заявителем полученным им ранее жилым помещением.
Ссылаясь на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и решение от 8 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории ГО г. Уфа РБ", Сатаев обращает внимание суда на то, что обеспеченность заявителя и членов его семьи общей площадью жилого помещения составляла менее 12 кв.м., то есть менее учетной нормы площади жилого помещения по г. Уфе, что давало ему право состоять на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений.
Далее представитель заявителя утверждает, что действия Валиева в части отказа от приватизации ранее предоставленного ему от Министерства обороны РФ жилого помещения не свидетельствуют об умышленном ухудшении им жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку данное право возникло у него в 2008 году и с получением квартиры площадью менее учетной нормы, он этого права не утратил.
Также в жалобе утверждается о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о фактической нуждаемости заявителя в жилом помещении, не дана оценка тому, что снятие заявителя с учета, было связано с не сложившимися семейными отношениями, носило вынужденный характер и не установлены намеренные действия заявителя, в результате которых он не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Представитель заявителя также обращает внимание на то, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 и ст. 53 ЖК РФ, Валиев не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения, а также членом семьи таких граждан, не проживал в предоставленной ранее квартире более 5 лет на момент принятия оспариваемого решения жилищной комиссии.
В заключение своей жалобы Сатаев указывает на то, что решение суда вынесено без учета положений п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающей невозможность исключения военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, без их согласия из списков очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника 4 отдела ( "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ Крюкова С.М. просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из системного анализа положений п. 1, 14 ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется в том числе путём предоставления жилых помещений за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Предоставляя данной категории военнослужащих гарантии на обеспечение жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на довольствующие органы обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение в случае обеспечения его жильем по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы.
Кроме этого, согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от
30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте
17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.
При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших от государства на безвозмездной основе жилое помещение, поставлена под условие обязательной сдачи военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, ранее ему предоставленного.
Анализ приведённых выше правовых норм позволил гарнизонному военному суду прийти к обоснованному выводу о том, что, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно лишь на общих основанияхвпорядке, предусмотренном гл. 7 ЖК Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Валиеву по месту прохождения военной службы на основании ордера, выданного администрацией "адрес" 15 июля 1995 года, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 31,4 кв.м., обеспеченность семьи заявителя жильем составляла по 7,85 кв. м. на каждого ее члена, что менее учетной нормыжилого помещения, установленной постановлением Совета Министров Башкирской АССР, Башкирского областного совета профессиональных союзов от 20.06.1990 г. N 127 (ред. от 11.05.1993) "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Башкирской АССР" (8 кв.м.), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно свидетельству о расторжении брака от 1 октября 2009 года, брачные отношения заявителя с В. Р.Х. прекращены 22 мая 2006 года.
Указанное выше жилое помещение 15 декабря 2008 года было приватизировано бывшей супругой заявителя и их сыном, а сам Валиев и их дочь отказались от участия в приватизации, что подтверждается нотариально заверенными заявлениями.
Вопреки утверждению заявителя, после прекращения брачных отношений он не принял мер к получению причитающейся ему и дочери части жилья, а с регистрационного учета в указанном жилом помещении они снялись только в феврале 2012 года.
Впоследующем решением начальника ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ от 15 августа 2012 года заявитель был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи два человека (он и дочь).
Однако в связи с тем, что Валиев в 1997 году по месту прохождения военной службы уже был обеспеченжилым помещением, с получением которого он согласился, то данное обстоятельство вопреки мнению заявителя, исключало возможность признания егонуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации.
Кроме этого, Валиев вустановленном порядкенеможетсдать ранеепредоставленное ему по месту прохождения военной службыжилое помещение, поскольку произвел его отчуждение,всвязисчем,неможет и претендовать на повторное обеспечение егожилым помещениемна безвозмездной основе за счет государства.
Довод апелляционной жалобы о том, что после обеспечения жилым помещением в 1997 году за заявителем сохранилось право стоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, нельзя признать состоятельным исходя из следующего.
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Башкирской АССР, введенных в действие с 1 июля 1990 года, утвержденным постановлением Совета Министров Башкирской АССР и Башкирского областного совета профсоюзов 20 июня 1990 года N 127, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 квадратных метров.
Из этого следует, что учетная норма, установленная на момент предоставления Валиеву и членам его семьи квартиры, была менее лишь на 0, 15 кв. метра на каждого из членов его семьи. Этот крайне незначительный размер в совокупности с согласием заявителя на получение данной квартиры, заселением и последующем проживанием в ней с постановкой на регистрационный учет, не свидетельствуют о нарушении жилищных прав Валиева.
При этом доводы представителя заявителя, касающиеся снятия заявителя с регистрационного учета, которое как утверждает Сатаев, было связано с не сложившимися семейными отношениями и носило вынужденный характер, не влияют на законность обжалуемого решения.
При таких данных, принимая во внимание вышеизложенные нормы законов и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции находит законным решение начальника 4 отдела ( "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ от 26 февраля 2015 года N 4/6 о снятии заявителя и его дочери с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он распорядился ранее полученным от Министерства обороны РФ жилым помещением по своему усмотрению и не имеет возможности сдать его в установленном порядке,в связисчемнеимеет права требовать повторного предоставления емужилого помещенияпо договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Таким образом, не согласиться с решением гарнизонного военного суда у окружного военного суда не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение законность обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, п.1 ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Валиева И.И. об оспаривании решения начальника 4 отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - Сатаева Р.Р. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Д.А. Иванчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.