Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Левочкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе администрации МО "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2015 года по заявлению Бабий Владимира Анатольевича о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Бабий В.А. обратился в суд с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ подал в администрацию города Астрахани заявление о предоставлении путем предварительного согласования земельного участка по "адрес" для строительства торгово-административного здания. Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. На заседании комиссии по землепользованию и застройке города Астрахани принято решение о продолжении оформления документов землепользования на земельный участок для строительства торгово-административного здания. Бабий В.А. подготовлен и выдан на согласование акт выбора указанного участка, данный акт согласован в полном объеме. Администрацией города Астрахани ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства торгово-административного здания по "адрес"". Бабий В.А. проведен государственный кадастровый учёт указанного земельного участка. Однако до настоящего времени решения органа местного самоуправления (постановления администрации города о предоставлении земельного участка) не принято. Бабий В.А. полагает такое бездействие заинтересованного лица незаконным, нарушающим его права. По этим основаниям, заявитель просил суд признать незаконным бездействие администрации города Астрахани, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении земельного участка для строительства торгово-административного здания, обязании устранить нарушения его прав.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Осипов А.П. доводы заявления поддержал.
Представитель администрации города Астрахани и управления муниципального имущества администрации г. Астрахани по доверенности Хомутова А.П. с доводами заявления не согласилась.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2015 года бездействие администрации города Астрахани, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении Бабий В.А. земельного участка для строительства торгово-административного здания, признано незаконным. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить нарушения прав Бабий В.А.
В апелляционной жалобе администрация города Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Администрация указывает, что на спорный земельный участок поступила заявка от второго физического лица, в связи с чем земельный участок подлежит выставлению на торги.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица по доверенности Зеленского А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Бабий В.А. по доверенности Осипова А.П., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по указанным в ней доводам.
По смыслу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права и свободы и охраняемые законом интересы. В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Такое разъяснение дано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бабий В.А. обратился в администрацию города Астрахани с заявлением о возможности предоставления по акту выбора земельного участка по "адрес" для строительства торгово-административного здания. Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Администрацией города Астрахани ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства торгово-административного здания по "адрес"". Обращение Бабий В.А. в установленном порядке рассмотрено на комиссии по землепользованию и застройке г. Астрахани. По итогам рассмотрения обращения принято решение в форме протокола о продолжении работы по предоставлению Бабий В.А. земельного участка путем предварительного согласования места размещения. Бабий В.А. подготовлен и выдан на согласование акт выбора указанного участка, данный акт согласован в полном объеме. Администрацией города Астрахани ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства торгово-административного здания по "адрес"". Бабий В.А. проведен государственный кадастровый учёт указанного земельного участка. До настоящего времени решение о предоставлении земельного участка не принято со ссылкой на поступившее ДД.ММ.ГГГГ заинтересованному лицу заявление от другого физического лица о предоставлении ему интересуемого земельного участка. На момент рассмотрения апелляционной жалобы данное обращение заявителем отозвано ДД.ММ.ГГГГ, иных обращений в администрации города Астрахани не зарегистрировано.
Районный суд, удовлетворяя заявление, указал, что у заинтересованного лица не имелось правовых оснований для бездействия в части непринятия решения о предоставлении Бабий В.А. земельного участка для строительства торгово-административного здания. Т акая позиция районного суда полностью соответствует нормам материального права.
Согласно статье 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Материалами дела подтверждено, что заявление Бабий В.А. о предоставлении земельного участка под строительство торгово-административного здания путем предварительного согласования поступило в администрацию города Астрахани до ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ). Выбор земельного участка и согласование на размещение на этом участке объекта строительства также выполнены до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. При этом законодатель не требует обязательного получения согласия населения на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию, обеспечивать возможность участия в ее обсуждении, и принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения. Информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков проводится не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других лиц и проведения торгов. Такие действия обеспечивают право граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации, не урегулирован. Учитывая изложенное, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не направлено на выявление возможных претендентов на такой земельный участок, а служит другим целям. Иное понимание информирования населения нарушает права и законные интересы лица, обратившегося с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В этой связи, подача заявления другого лица, желающего получить указанный земельный участок, не влечет за собой организацию и проведение торгов на получение права аренды этого участка. С момента подачи Бабий В.А. заявления о предоставлении земельного участка под строительство торгово-административного здания путем предварительного согласования ( ДД.ММ.ГГГГ) между ним и администрацией города Астрахани, положительно рассмотревшей его заявление, возникли правоотношения, связанные с предварительным согласованием объекта строительства и предоставления для этой цели конкретного земельного участка. В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Государственный кадастровый учёт спорного земельного участка проведен, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержден акт выбора земельного участка. Соответственно, в силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации администрация города Астрахани обязана в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства. Такое решение не принято. Более того, заявка о предоставлении спорного земельного участка другого лица, отозвана, других заявок в администрацию города Астрахани не поступало. Следовательно, суд правильно признал бездействие администрации города Астрахани, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении Бабий В.А. земельного участка для строительства торгово-административного здания, незаконным, возложив на заинтересованное лицо обязанность устранить нарушения прав заявителя.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Город Астрахань" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.