Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.,
судей Мартемьяновой С.В., Толмосовой А.А.,
при секретаре Каримове Д.С.,
с участие прокурора Пискаревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Г.Е.Д. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 20 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора Безенчукского района Самарской области в интересах Г.Е.Д. к администрации м.р. Безенчукский Самарской области и Министерству социально-демографического развития Самарской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно, действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., возражения на жалобу представителя администрации м.р. Безенчукский Самарской области, заключение прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Безенчукского района Самарской области, действуя в защиту интересов Г.Е.Д., обратился в Безенчукский районный суд Самарской области с иском к Администрации м.р. Безенчукский Самарской области и Министерству социально-демографического развития Самарской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Г.Е.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", однако в нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства Самарской области Г.Е.Д. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, социальная выплата ему не предоставлена.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области предоставить Г.Е.Д. социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области, обязать Министерство социально-демографического развития Самарской области предоставить финансовые средства муниципальному району Безенчукский Самарской области для предоставления указанной социальной выплаты.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Г.Е.Д. в апелляционной жалобе просит отменить, поскольку имеет право на данную социальную выплату безотносительно очередности ее предоставления и наличия соответствующих бюджетных средств.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации м.р. Безенчукский Самарской области А.О.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Прокурор П.И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение Безенчукского районного суда Самарской области от 20 мая 2015 года законным и обоснованным.
Истец Г.Е.Д., ответчик Министерство социально-демографического развития Самарской области в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1).
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 приведенного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).
В силу пункта 3 статьи 10 этого же Федерального закона в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 -19 и 21 названного Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки тружеников тыла определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Труженики тыла в Самарской области обеспечиваются жильем в соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Законом Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД) предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе тружеников тыла).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" администрации муниципальных образований Самарской области обеспечивают жилыми помещениями за счет средств областного бюджета (путем предоставления социальной выплаты) отдельные категории граждан, в том числе тружеников тыла.
Предоставление указанной выплаты осуществляется исходя из соотношения граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к общему количеству граждан соответствующих категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5.5 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77).
При этом социальная выплата предоставляется в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из объема средств, выделенных для обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории согласно расчету предоставляемых местным бюджетам средств на реализацию переданных полномочий, который осуществляется в соответствии с Приложением N 1 к Закону Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД.
Объем средств, выделяемых муниципальным образованиям, зависит от количества данной категории, зарегистрированных нуждающимися в улучшении жилищных ограничен объемом финансирования, предусмотренным пунктом 14 ("Предоставление субвенций местным бюджетам на обеспечение жильем граждан, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны") Приложения 2 к Государственной программе Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года" (на 2015 год - 85 000,000 тыс. руб.).
Как установлено судом первой инстанции, Г.Е.Д., является лицом, имеющим право на льготы, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", что подтверждается имеющимися в деле удостоверениями (л.д. "данные изъяты").
Как следует из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. "данные изъяты"), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии "данные изъяты" N (л.д. "данные изъяты"), истец является собственником жилого дома по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., зарегистрирован и проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ г., частный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве собственности Г.Е.Д., признан не пригодным для постоянного проживания и как аварийный подлежащим сносу (л.д. "данные изъяты").
Согласно постановлению главы Администрации муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ N Г.Е.Д. с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении (л.д. "данные изъяты").
Г.К.Д. состоит в общем списке в списках тружеников тыла - под N с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты").
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку обязанности по осуществлению внеочередного либо единовременного обеспечения граждан, в том числе тружеников тыла, жилыми помещениями в рамках реализации на территории Самарской области Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" законодательно не предусмотрено, истцу как труженику тыла социальная выплата для обеспечения жилым помещением может быть предоставлена исключительно в порядке очереди и в пределах выделенных средств.
При этом труженики тыла не дифференцируются по правовому статусу и составляют единую категорию. Действующим законодательством предусматриваются одинаковые дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, без наделения преимуществами одних лиц из единой категории перед другими лицами.
Условия нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями для всех лиц из единой категории являются общими и не подразумевают возможности определения наличия приоритета в обеспечении жилыми помещениями между равно нуждающимися лицами.
Обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других тружеников тыла, включенных в список ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец.
Тем самым будет установлено необоснованное различие в реализации права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) отдельными лицами из единой категории в зависимости от факта подачи ими искового заявления об обеспечении жилым помещением.
Это приведет к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно договорам, заключенным между министерством и органами местного самоуправления Самарской области, субвенции из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями тружеников тыла предоставляются и расходуются в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД, Законом Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" и постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года".
Указанными документами обязанность по осуществлению внеочередного обеспечения тружеников тыла жилыми помещениями в рамках реализации на территории Самарской области Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусмотрена.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями тружеников тыла осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77.
Данный порядок предусматривает обеспечение указанных категорий граждан жилым помещением путем предоставления социальной выплаты.
Вместе с тем, возможность предоставления жилых помещений по договору социального найма, упоминаемая в части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД, предусмотрена данным законом для отдельных категорий граждан, вставших на учет после 01.01.2005 г., только в случае, если Самарская область будет наделена соответствующими полномочиями.
Тогда как в настоящее время соответствующие полномочия у Самарской области отсутствуют.
Жилищным законодательством, в частности, статьями 14 и 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда поставленным на учет малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях.
Жилищным законодательством установлено, что граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, обеспечиваются жилыми помещениями незамедлительно и вне очереди.
В соответствии со статьями 14 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке малоимущим гражданам, во внеочередном порядке - гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилищный кодекс Российской Федерации напрямую наделяет органы местного самоуправления полномочиями по внеочередному обеспечению жилыми помещениями указанных выше граждан.
Внеочередное обеспечение жилым помещением лиц, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, в соответствии с жилищным законодательством, в частности, статьями 14 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления по договорам социального найма.
Обеспечение жилыми помещениями в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации лиц, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, законодательством Самарской области не предусмотрено.
Труженики тыла в Самарской области обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления социальной выплаты за счет средств областного бюджета.
Федеральным законодательством не предусмотрена мера социальной поддержки тружеников тыла в виде обеспечения жилым помещением, соответственно, не регламентирован порядок и условия обеспечения данной категории лиц жилыми помещениями.
Правовые основания для распространения положений федерального законодательства о внеочередном обеспечении жилыми помещениями тех категорий граждан, чьи дома признаны непригодными, на обеспечение жилыми помещениями самостоятельной категории граждан - тружеников тыла, - категории, меры социальной поддержки по обеспечению жильем для которой предусмотрены не федеральным, а областным законодательством, и обеспечиваются за счет средств областного бюджета.
Таким образом, внеочередное обеспечение истца жилым помещением возможно только в случае принятия его на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, чей дом признан непригодным для проживания (в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), и указанное обеспечение осуществляется органом местного самоуправления путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Министерство социально-демографического развития самарской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 г. N 289 и уполномочено на предоставление субсидий и субвенций местным бюджетам для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Законы Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД и от 24.10.2006 г. N 115-ГД, постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 не наделяют министерство полномочиями выделенные из областного бюджета средства предоставлять в виде социальной выплаты конкретному труженику тыла, пренебрегая правами других лиц, поставленных на учет ранее.
Предоставление в порядке очереди социальных выплат конкретным труженикам тыла отнесено Законами Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД и от 24.10.2006 г. N 115-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 к полномочиям местных администраций.
В нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ сторона истца не представила суду какие-либо доказательства наличия преимущественного права Г.К.Д. на внеочередное получение социальной выплаты, тогда как свою позицию под N в списке списках тружеников тыла истец не оспаривал.
В свете изложенного выше судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы как основанные на неверном толковании норм права, не нашедшие своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнутые совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении иска прокурора, поданного в защиту интересов Г.Е.Д. к Администрации м.р. Безенчукский Самарской области и Министерству социально-демографического развития Самарской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе Г.Е.Д. доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.Е.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.