Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Троценко Ю.Ю.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Беляевой М.Е. на решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Бирского межрайонного прокурора в интересах Шамсутдинова И.Ш. к администрации муниципального района адрес о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес РБ предоставить вне очереди Шамсутдинову И.Ш., дата г.р., отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права Шамсутдинова И.Ш. на дополнительную жилую площадь.
В удовлетворении исковых требований к Правительству РБ ? отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бирский межрайонный прокурор Исламов А.Р., действующий в интересах Шамсутдинова И.Ш. обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что согласно справки серии ... от дата Шамсутдинов И.Ш. является инвалидом ... группы по психическому заболеванию. Постановлением главы Администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата Шамсутдинов И.Ш. признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма вне очереди. Согласно справке N ... от дата Шамсутдинов И.Ш. страдает ... , инвалид с детства. Из справки за N ... от дата. следует, что Шамсутдинов И.Ш. с дата года состоит в списке на получение жилого помещения во внеочередном порядке в Администрации MP адрес РБ и до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Шамсутдинов И.Ш. зарегистрирован и проживает по адресу: адрес. При этом в собственности жилые помещения не имеет. В соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... Шамсутдинов И.Ш. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Истец полагает, что Администрацией MP адрес РБ допущено нарушение жилищного права Шамсутдинова И.Ш., в связи с тем, что он по настоящее время не обеспечен жилым помещением. Учетная норма согласно решению адрес N ... от дата. установлена в размере ... кв.м. на одного члена семьи.
Бирский межрайонный прокурор просит суд обязать Администрацию муниципального района адрес РБ, Правительство РБ предоставить вне очереди Шамсутдинову И.Ш., дата г.р., отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права Шамсутдинова И.Ш. на дополнительную жилую площадь.
Определением Бирского районного суда РБ от 02.04.2015г. в качестве соответчика по делу привлечено Правительство РБ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Беляевой М.Е. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, указав, что обязанность по предоставлению инвалиду жилого помещения вне очереди по договору социального найма должна возлагаться на Правительство Республики Башкортостан, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Данное обстоятельства подтвердил представитель Правительства Республики Башкортостан при уточнении исковых требований истцом, однако суд не принял во внимание данное уточнение.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР адрес РБ - Беляеву М.Е., поддержавшую доводы жалобы, объяснения представителя Шамсутдинова И.Ш. - Валеевой Х.Ш., представителя Правительства РБ - Султанбековой А.Р., прокурора Замалетдиновой Л.И. о законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 г., как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем, согласно части 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от дата N N ...
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведённые нормы права и пришёл к выводу об удовлетворении иска прокурора об обязании Администрацию MP адрес РБ предоставить Шамсутдинову И.Ш. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права Шамсутдинова И.Ш. на дополнительную жилую площадь.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района адрес от дата. Шамсутдинов И.Ш. признан нуждающимся в жилых помещениях, в связи с чем имеются основания для постановки его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма вне очереди.
Постановлением Администрации муниципального района адрес N ... от дата. утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата. о признании Шамсутдинова И.Ш. нуждающимся в жилых помещениях. Шамсутдинов И.Ш. постановлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма вне очереди.
Согласно справке N ... от дата. ФИО., зарегистрированная по адресу: РБ, адрес имеет состав семьи: брат - Шамсутдинов И.Ш., зарегистрирован по вышеуказанному адресу с дата., сын- ФИО1., зарегистрирован по вышеуказанному адресу с дата.
Согласно справке N ... Шамсутдинов И.Ш. страдает ...
Согласно справке МСЭ N ... Шамсутдинов И.Ш., дата г.р. имеет ... группу инвалидности, является инвалидом с детства бессрочно, очередному освидетельствованию не подлежит.
Решением ... районного суда от дата. Шамсутдинов И.Ш., дата г.р. признан недееспособным.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата. ФИО. является собственником квартиры, общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: РБ, адрес.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества N ... от дата. ФИО на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: РБ, адрес.
Согласно справке N ... от дата., выданной администрацией муниципального района адрес РБ Шамсутдинов И.Ш. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке в администрации MP адрес и государственной поддержки по федеральным, республиканским и муниципальным программам не получал.
Согласно лицевому счету N ... отец Шамсутдинова И.Ш., дата г.р. - ФИО2 дата г., умер дата г., мать ФИО21., дата г.р., ... , Шамсутдинов И.Ш. из жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, д. адрес, адрес. выписан дата. в адрес.
Таким образом, факт постановки Шамсутдинова И.Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении после 01 января 2005года, следовательно, при реализации его права на получение жилого помещения в силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 2 статьи 49 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, реализуют это право через органы местного самоуправления.
Как правильно указал суд, Шамсутдинов И.Ш. в соответствии с ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В связи с вышеизложенным доводы представителя ответчика о том, что данные категории граждан обеспечиваются за счет средств субъекта РФ, т.е. Правительством Республики Башкортостан, суд первой инстанции обоснованно счёл несостоятельными.
С учетом нормы предоставления жилого помещения и правом Шамсутдинова И.Ш. на дополнительную жилую площадь, суд верно обязал Администрацию муниципального района адрес предоставить Шамсутдинову И.Ш. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, отказав в иске к Правительству Республики Башкортостан.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Беляевой М.Е. - без удовлетворения
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Ю.Ю. Троценко
Г.Я. Турумтаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.