Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Алексеенко О.В.
Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора ФИО2
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумаковой С.Т. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора РБ к Администрации муниципального района адрес РБ, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района адрес РБ об обязании обеспечить финансирование и установить в образовательной организации технические средства охраны, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в течение ... месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан установить технические средства охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в течение ... месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан, Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в котором с последующими уточнениями просил об обязании установить в общеобразовательном учреждении технические средства охраны.
Требования мотивированы тем, что в межрайонную прокуратуру из прокуратуры республики поступила информация Министерства внутренних дел по адрес о результатах проверки технической укрепленности и обеспечения безопасности на объектах образования республики, согласно которой на территории адрес ... образовательных учреждений не оснащены техническими средствами охраны, в том числе муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В ходе проверки установлено, что образовательное учреждение осуществляет деятельность на основании Устава, согласно которому имущество Учреждения является муниципальной собственностью муниципального района адрес Республики Башкортостан и передается учреждению на праве оперативного управления.
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования муниципальный район адрес Республики Башкортостан осуществляет администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Согласно представленной информации Министерства внутренних дел по адрес о результатах проверки технической укрепленности и обеспечения безопасности на объектах образования республики, а также акта проверки от дата здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенная по адресу: адрес, не оснащена техническими средствами охраны.
Отсутствие системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения в образовательном учреждении делает затруднительным своевременное выявление на территории Учреждения посторонних лиц и принятие мер по предупреждению и пресечению террористических актов.
Установка систем видеонаблюдения и охранной сигнализации не связана с реконструкцией или капитальным ремонтом зданий и входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму и по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
На основании изложенного, прокурор просил обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан и муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан по установке технических средств охраны, установить технические средства охраны: системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенного по адресу: адрес, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Тумакова С.Т. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что обязанности органов местного самоуправления по установке в образовательном учреждении технических средств нормативно не закреплены. Считает, что выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз. Кроме того, финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Более того, указанная средняя общеобразовательная школа является самостоятельным юридическим лицом. Законодательством не конкретизируются полномочия адрес РБ как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму. Конкретных мер по установке систем видеонаблюдения и охранной сигнализации законодательство не содержит. Судом не учтено, что истец в нарушении ст.56 ГПК РФ не представил суду доказательств материально-правовых оснований заявленных требований, приведённые в решении суда в качестве правового обоснования нормативные акты прямой обязанности для органов местного самоуправления в лице Администрации муниципального района по финансированию, по установке технических средств охраны: видеонаблюдения и охранной сигнализации в зданиях не предусматривают.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела на основании п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Тумакову С.Т., заслушав заключение прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, - положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и иными нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В ходе проверки установлено, что в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан отсутствует система видеонаблюдения и охранной сигнализации.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, суду первой инстанции, суду апелляционной инстанции не представлены.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации дата года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).
Согласно п. 6.44 Свода Правил "Общественные сооружения и здания" СП 118.13330.2012, утвержденные Приказом Минрегиона России от дата N635/10, в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 ст. 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации дата "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы закона, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что установление системы видеонаблюдения и охранной сигнализации является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В силу Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из Устава учреждения следует, что учредителем муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан является муниципальное образование (л.д. ... ).
Из полного наименования указанного образовательного учреждения следует, что данная школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения и охранной сигнализации за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.
Осуществление деятельности школы в отсутствие системы видеонаблюдения и охранной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что финансирование муниципальных бюджетных образовательных учреждений осуществляется органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанности по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, которой в данном случае является установка системы телевизионного наблюдения и сигнализации, должны быть возложены не только на Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Староиликово муниципального района адрес Республики Башкортостан, но и на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального и процессуального права, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы жалобы о том, что суд незаконно возложил на орган местного самоуправления обязанности исполнять государственные полномочия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части профилактики терроризма и экстремизма без соответствующего наделения указанными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании и применении норм закона.
В силу п. 6.1 ст. 15 названного выше Федерального закона от дата N 131-ФЗ (ред. от дата года) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В этой связи решение суда в части возложения на орган местного самоуправления обязанности оборудовать здание школьного образовательного учреждения системой телевизионного наблюдения и сигнализацией, что относится к одной из мер по предупреждению и пресечению террористических актов, не противоречит требованиям вышеизложенной нормы.
Доводы жалобы сводятся к тому, что для установки необходимых систем отсутствуют финансовые возможности. Между тем, отсутствие материальных средств не является законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным.
руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумаковой С.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Алексеенко О.В.
Пономарева Л.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.