Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
Председательствующего Мулярчика А.И.,
судей Савельевой М.А., Черных С.В.,
при секретаре Кораблиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 04 июня 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Максимова Дмитрия Алексеевича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 10 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Максимова Дмитрия Алексеевича к Калинкиной Надежде Александровне и Родионенко Надежде Николаевне о признании права собственности на жилой дом, на земельный участок, о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, о признании недействительным свидетельства о регистрации прав собственности.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда СавельевойМ.А., объяснения представителя Максимова Д.А. - Ивановой М.Б., представителя Калинкиной Н.А. - Кобзева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимов Д.А. обратился в суд с иском к Калинкиной Н.А. и Родионенко Н.Н. о признании права собственности на жилой дом общей площадью 21,1 кв.м, жилой площадью 12,4 кв.м с кадастровым номером 54-54-01/146/2010-299, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Почтовый Лог, д. 8; о признании права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, площадью 710 кв.м с кадастровым номером 54:35:014360:4, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Почтовый Лог, дом 8; о признании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 16 августа 2014 года N 54 АА 1412374 недействительным; признании свидетельства о государственной регистрации права от 04 сентября 2014 года недействительным, указав в обоснование своего иска следующее.
19 мая 2009 года между Максимовым Д.А. и Ленкиной А.Т. заключен договор купли-продажи земельного участка и строения на нем между физическими лицами с условием оплаты до оформления права собственности на покупателя с возмещением убытков в случае расторжения или признания недействительным договора в размере действительной рыночной стоимости недвижимости. Между сторонами по договору был произведен полный расчет, покупателем была выплачена сумма в размере 1 500 000 р., по договору был подписан передаточный акт недвижимого имущества.
Решением мирового судьи 1-го судебного участка Дзержинского района г. Новосибирска от 28 января 2010 года за Ленкиной А.Т. признано право собственности на жилой дом общей площадью 21,1 кв.м, жилой площадью 12,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Почтовый Лог, дом 8, на основании которого было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 09 апреля 2010 года N 54АГ945356.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 12 августа 2010 года N 427 Ленкиной А.Т. предоставлен в собственность земельный участок, на основании которого 18 августа 2010 года был заключен договор N 8477 купли-продажи указанного земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, площадью 710 кв.м с кадастровым номером 54:35:014360:4, расположенный по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Почтовый Лог, дом 8.
В приобретенном жилом доме истец проживает с 1995 года. Земельным участком пользуется с момента подписания акта приема-передачи по договору купли-продажи, т. е. с 19 мая 2009 года.
Истец является инвалидом первой группы в связи с потерей обеих ног, поэтому только с конца августа 2013 года ему стало известно, что Ленкина А.Т. умерла еще 05 июня 2010 года.
С заявление о принятии наследства к нотариусу нотариального округа Колыванского района Новосибирской области Мельниковой Т.Г. обратились Калинкина Н.А. и Родионенко Н.Н.
01 марта 2011 года Калинкиной Н.А. по её заявлению выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, состоящее из жилого дома, бревенчатого каркасно-засыпного жилой площадью 32,2 кв.м, полезной площадью 45,5 кв.м, с сараем бревенчатым, с двумя сараями тесовыми, с баней бревенчатой, с сооружениями находящегося по адресу: д. Большой Оеш Колыванского района Новосибирской области, ул. Суворова, дом 38.
С учетом изложенного полагал, что недвижимое имущество, приобретенное истцом у Ленкиной А.Т., в наследственную массу не входило и наследниками не принималось, поскольку было отчуждено продавцом при жизни. Договор купли-продажи заключен в требуемой форме, полностью исполнен и, несмотря на то, что переход права собственности не был зарегистрирован, становится обязательным для сторон.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Максимов Д.А., в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывает, что объяснениям сторон спора судом дана ненадлежащая оценка.
Полагает, что в удовлетворении исковых требований отказано необоснованно, поскольку они являются правомерными, между тем, судом нарушены нормы материального права.
Полагает также, что заключив договор купли-продажи и приняв недвижимое имущество, является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения. Жилой дом не вошел в наследственную массу, не был принят наследниками.
Кроме того, полагает необоснованным вывод суда о том, что Ленкина Т.А. не имела права отчуждать спорный жилой дом, поскольку не являлась его собственником. Указывает в данной части, что право собственности на жилой дом за Ленкиной Т.А. признано решением суда.
Обращает внимание на то, что решение суда постановлено с множественными нарушениями норм процессуального права.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая обжалуемое решение и отказывая в иске Максимову Д.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при отсутствии у государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом за продавцом Ленкиной А.Т., не может быть осуществлена регистрация права за истцом. Договор купли-продажи от 19 мая 2009 года имел место в период действия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который предусматривает предоставление в регистрирующий орган заявления о регистрации на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости, а также документов, подтверждающих право продавца на указанный объект, чего заявителем не было представлено.
Таким образом, требование Максимова Д.А. о признании права собственности не подлежит удовлетворению, так как Ленкина А.Т. не имела права отчуждать спорный жилой дом, в связи с тем, что не являлась его собственником.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от 19 мая 2009 года продавец Ленкина А.Т. продала, а покупатель Максимов Д.А. приобрел земельный участок и жилой дом на нем по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Почтовый Лог, дом 8 за 1 500 000 р.
Однако право собственности на жилой дом за Ленкиной А.Т. было признано лишь решением мирового судьи 1-го судебного участка Дзержинского района г. Новосибирска от 28 января 2010 года, на основании чего было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 09 апреля 2010 года N 54АГ945356.
Затем постановлением мэрии г. Новосибирска от 12 августа 2010 года N 427 Ленкиной А.Т. предоставлен в собственность земельный участок, на основании которого 18 августа 2010 года был заключен договор N 8477 купли-продажи указанного земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, площадью 710 кв.м с кадастровым номером 54:35:014360:4, расположенный по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Почтовый Лог, дом 8.
Ленкина А.Т. умерла 07 июня 2010 года.
По информации нотариуса Колыванского района Новосибирской области Мельниковой Т.Г. с заявлениями о принятии наследства обратились Родионенко Н.Н. (по закону) и Калинкина Н.А. (по завещанию). В итоге свидетельство о праве на наследство было выдано Калинкиной Н.А. (л.д. 127), которая 04 сентября 2014 года получила свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом (л.д. 126).
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (абз. 3 п. 2 ст. 13 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Материалами дела подтверждается, что продавец имущества умер до государственной регистрацией права собственности, и, следовательно, заявления о регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав права и переходе права собственности от продавца в регистрирующий орган не поступило.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объяснениям сторон спора судом дана ненадлежащая оценка, направлен не переоценку собранных судом доказательств, однако, соглашаясь с оценкой, данной судом первой инстанции, судебная коллегия оснований для переоценки не усматривает.
Довод апеллянта о том, что судом нарушены нормы материального права (не применен закон, подлежащий применению - пункт 1 статьи 551 ГК РФ, согласно которой отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости), является несостоятельным, поскольку судом применен в данном случае закон, подлежащий применению. В указанной норме речь идет об отсутствии государственной регистрации перехода права собственности, однако, в рассматриваемом деле у продавца Ленкиной А.Т. на момент совершения сделки в 2009 году отсутствовало само право собственности на спорный жилой дом. При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о достижении сторонами сделки соглашения о предмете договора, поскольку сам предмет отсутствовал. Кроме того, применение пункта 1 статьи 551 ГК РФ было бы актуальным, если бы на 19 мая 2009 года государственная регистрация перехода права собственности от Ленкиной А.Т. к Максимову Д.А. была бы возможна, однако, такая возможность исключалась в силу вышеизложенного.
По указанным основаниям, судебная коллегия не принимает доводы апеллянта о том, что заключив договор купли-продажи и приняв недвижимое имущество, он является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения.
Судебная коллегия критически оценивает довод подателя жалобы о необоснованности вывода суда о том, что Ленкина Т.А. не имела права отчуждать спорный жилой дом, поскольку не являлась его собственником, так как право собственности на жилой дом за Ленкиной Т.А. признано решением суда. В указанной части следует отметить, что договор купли-продажи был подписан сторонами 19 мая 2009 года, тогда как решение мирового судьи состоялось 28 января 2010 года.
Ссылки апеллянта на то, что решение суда постановлено с множественными нарушениями норм процессуального права, также не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку в силу пункта 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним лишь формальным основаниям.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.