Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Варюшкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района на постановление главного государственного инспектора Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Матвеева С.Н. от 16 апреля 2015 года и решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 июня 2015 года
УСТАНОВИЛ:
03 апреля 2015 года государственным инспектором Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Кобзевым В.П. был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района.
Постановлением главного государственного инспектора Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Матвеева С.Н. от 16 апреля 2015 года N Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с постановлением, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района обжаловало его в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ, в суд.
Решением судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 июня 2015 года главного государственного инспектора Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Матвеева С.Н. от 16 апреля 2015 года оставлено без изменений, жалоба Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены мероприятия по проведении проверки по адресу: "адрес". В акте проверки N от 03.04.2015 не указано место, где было выявлено нарушение требований закона. При этом МБОУ Красноярская СОШ не отрицает не исполнение указанного требования, так как в 2014 году в отношении МБОУ Красноярская СОШ была проведена выездная, внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено предписание N от 29.08.2014, в котором установлен срок для юридического лица по устранению нарушения до 07.09.2015. Таким образом, у государственного инспектора отсутствовало основание для составления административного протокола, так как у юридического лица не истек срок исполнения требований государственного органа установленного предписанием в 2014 году.
Полагает, что должностное лицо не учло требование пункта 59 административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 375, по которому оно обязано выдать предписание об устранении нарушений юридическому лицу и (или) органу власти и если юридическое лицо не выполнило требование, привлечь к административной ответственности юридическое лицо, в связи с тем, что данное правонарушение является длящимся.
Считает, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, и не по вине юридического лица, данные требования не были устранены до проведения плановой выездной проверки.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для её рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя главного государственного инспектора Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Матвеева С.Н. Черепова Е.В., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона указанных правонарушений заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, следует руководствоваться статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которой ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. начальника ОНД по Татарскому району Филатовой Ю.Л. N от 27.02.2015, должностными лицами Отдела надзорной деятельности по Татарскому району Новосибирской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области проведена плановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района.
В ходе проверки в помещении школы, расположенной в д. Камбар Татарского района Новосибирской области были выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами, а именно: системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Кобзевым В.П. протокола N об административном правонарушении предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Полагаю, что выводы судьи законны и обоснованны, вина Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле материалами, в том числе: протоколом N об административном правонарушении от 03.04.2015, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Указанным доказательствам и иным материалам дела судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, полагаю, что и должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о наличии в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также должностным лицом, уполномоченным на его вынесение.
Доводы жалобы в части того, в акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ не указано место, где было выявлено нарушение требований закона, не могут быть признаны обоснованными, поскольку из данного акта следует, что плановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района была проведена по адресу: "адрес" и в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Доводы жалобы, что должностное лицо по факту выявленного нарушения должно было выдать предписание и только в случае его неисполнения привлечь юридическое лицо к административной ответственности основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации, а не за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Также являются необоснованными доводы жалобы, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с 13.07.2014 вступили в силу требования части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" о дублировании сигналов о возникновении пожара из зданий классов функциональной пожарной опасности Ф4.1 (здания общеобразовательных организаций) на пульт подразделения пожарной охраны.
Письмами начальника ОНД по Татарскому району ГУ МЧС России по НСО директору МБОУ Красноярская СОШ от 23.01.2014 и от 24.09.2014 МБОУ Красноярская СОШ предлагалось принять меры к выполнению указанных требований пожарной безопасности.
При этом, с письмом в администрацию Татарского района об увеличении инвестиций на исполнение требований закона и установления пожарного мониторинга в помещении школы в с. Красноярка и д. Камбар, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района обратилась только 02.02.2015. Представленный в материалы дела контракт N 2600/15П был заключен 06.04.2015, то есть после выявления должностными лицами Отдела надзорной деятельности по Татарскому району Новосибирской области нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы жалобы со ссылкой на то, что в распоряжении органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что запланировано обследование зданий, сооружений, строений, помещений и оборудования, расположенных по адресу: "адрес", также нельзя признать обоснованными, поскольку, как следует из данного распоряжения, проверка проводилась в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района, юридически адресом которой является "адрес", фактическим - Татарский район д.Камбар, ул.Школьная 1. Кроме того, в акте составленном по результатам проверки представителем юридического лица никаких возражений указано по существу не было. В судебное заседание была представлена копия данного распоряжения, в которой имеется указание на проверку объектов, расположенных в д. Камбар и то, что данное распоряжение было получено руководителем юридического лица.
Принимая во внимание изложенное полагаю, что оснований для отмены постановления должностного лица и решения суда, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется, а доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности принятого решения.
Вместе с тем решая вопрос об избранной мере наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей, полагаю, что с учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины, действий, предпринятых юридическим лицом для устранении выявленных нарушений, в частности, заключение контракта с ЗАО "РМЦ "Подразделение "Д", предметом которого является поставка, монтаж и подключение оборудования к системе пожарного мониторинга, с выводом сигналов в автоматическом режиме на пульт ФКУ "4 отряд ФПС МЧС России по Новосибирской области", имеется возможность и необходимо с учетом того, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, является муниципальным бюджетным учреждением, применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Поскольку в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в данном случае размер назначаемого административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, минимальный размер административного штрафа установлен частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и составляет 150000 рублей, полагаю возможным с учетом вышеизложенного определить размер административного штрафа в сумме "данные изъяты" рублей, изменив постановление должностного лица и районного суда в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Татарского района Новосибирской области по пожарному надзору Матвеева С.Н. от 16 апреля 2015 года и решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 июня 2015 года в части назначенного административного наказания изменить, определив размер административного штрафа Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Красноярская средняя общеобразовательная школа Татарского района "данные изъяты" в остальной части данное постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Судья (подпись) Быкова В.Б.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.