Судья Новосибирского областного суда Галина В.А.,
при секретаре судебного заседания Солодовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе старшего государственного инспектора Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Контаевой Я.Ю. на постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 11 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
02 июня 2015 года старшим государственным инспектором Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Контаевой Я.Ю. в отношении открытого акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Калининского районного суда г. Новосибирска от 11 июня 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, старший государственный инспектор Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Контаева Я.Ю. просит постановление судьи отменить.
В обоснование жалобы указывает, что квалификационные удостоверения, выданные ОАО "НМЗ "Искра" работникам, осуществляющим непосредственно погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном пути необщего пользования, не подтверждают факт прохождения работниками предприятия профессионального обучения. Представленные ОАО "НМЗ "Искра" протоколы заседания комиссии по проверке знании рабочих инструкций производственных и по охране труда; заседания квалификационной комиссии по проверке знаний рабочих по промышленной безопасности, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Ростехнадзору по теме "Транспортирование опасных веществ" и квалификационные удостоверения не подтверждают факт соблюдения ОАО "НМЗ "Искра" лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Полагает, что работники ОАО "НМЗ "Искра", допущенные к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, не отвечающие требованиям подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензирования так же влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, так как опасный груз в силу присущих ему свойств при погрузочно-разгрузочных работах может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, в связи с чем доказывать наличие возможной опасности причинения вреда жизни и здоровью дополнительно не требуется.
Полагает, что вывод суда в части того, что протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте для ОАО "НМЗ "Искра" является предпринимательской, связана с извлечением прибыли от данного вида деятельности, является необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 4.1 Устава основными целями деятельности общества является получение прибыли, а согласно подпункту 14 пункта 4.2 Устава для достижения целей, указанных в пункте 4.1 Устава, общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки ОАО "НМЗ "Искра" в период с 10:30 ДД.ММ.ГГГГ до 10:00 ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта КонтаевойЯ.Ю. были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией и ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра".
Из протокола следует, что в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства от 21 марта 2012 года N 221 (далее - Положение). ОАО "НМЗ "Искра" имеет лицензию N, дата выдачи 16 февраля 2011 года, при этом в деятельности ОАО "НМЗ "Искра" выявлены грубые нарушения лицензионных требований:
в нарушение требований подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте работники лицензиата, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности (на основании списка работников ОАО "НМЗ "Искра", подписанного начальником складского комплекса ОАО "НМЗ "Искра" ФИО, являющимся ответственным за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, деятельность которых связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно грузчики, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с опасным грузом (ВМ) - 16 чел.: ФИО не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям (не имеют первоначального профессионального образования), что является нарушением пункта 2 статьи 2, статьи 8 Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ, пункта 19 Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 513, зарегистрирован в Минюсте России 08 августа 2013 года N 29322.
В нарушение требований подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте работники лицензиата, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности (на основании списка работников ОАО "НМЗ "Искра", подписанного начальником складского комплекса ОАО "НМЗ "Искра" ФИО, являющимся ответственным за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, деятельность которых связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельностью с опасными грузами по состоянию на 01 мая 2015 года, а именно грузчики, осуществляющие выгрузку опасного груза (спирт этиловый ректификованный, АК308) - 4 человека: ФИО не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям (не имеют первоначального профессионального образования), что является нарушением требований пункта 2 статьи 2, статьи 8 Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ; пункта 19, пункта 152 Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013года N 513, зарегистрированного в Минюсте России 08 августа 2013 года N 29322.
На момент проверки были представлены удостоверения о прохождении технического обучения по работе с опасными грузами, проводимого ОАО "НМЗ "Искра", которые не являются подтверждением о начальном профессиональном образовании работников, непосредственно осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами.
Кроме того, в деятельности ОАО "НМЗ "Искра" выявлены нарушения лицензионных требований, а именно:
в нарушение требований подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте места погрузки ВМ на момент проверки не укомплектованы необходимыми средствами пожаротушения - отсутствовали огнетушители на пожарных щитах: щит N 5 у базисного склада железнодорожного пути необщего пользования N 6; щиты NN 14, 15, 16 у базисного склада железнодорожного пути необщего пользования N 8; щиты NN 17, 18 у базисного склада железнодорожного пути необщего пользования N 12, что является нарушением статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" от 10 января 2003года N 17-ФЗ; статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности"; пункта 477 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.02.2014 N 113, от 23.06.2014 N 581); Приложения 12 Правил перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 05 апреля 1996 года N 15).
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья пришел к выводу, что в действиях открытого акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ. При этом судья районного суда исходил из того, что:
протокол об административном правонарушении не содержит указания на последствия правонарушения, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым данные действия можно было бы отнести к грубым нарушениям лицензионных требований;
материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является для ОАО "НМЗ Искра" предпринимательской, связана с извлечением прибыли от данного вида деятельности;
из материалов дела следует, что все грузчики, указанные в протоколе, имеют квалификационное удостоверение, выданное на основании протоколов заседаний квалификационной комиссии,
должностное лицо ФИО2 была привлечена к ответственности по статье 11.16 КоАП РФ за неукомплектование необходимых средств пожаротушения - отсутствие огнетушителей на пожарных щитах.
Полагаю, что с данным решением нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 4 настоящего Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Часть 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением, согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Организацией, осуществляющей обучение, может быть юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N966 "О лицензировании образовательной деятельности").
Сведений о том, что ООО "НМЗ "Искра" имеет лицензию на осуществление обучения, следовательно, имеет право на профессиональное обучение материалы дела не содержат, следовательно, наличие указанных в протоколе грузчиков квалификационных удостоверений, выданных на основании протоколов заседаний квалификационной комиссии ООО "НМЗ "Искра" не свидетельствует о прохождении ими профессионального обучения.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.
Следовательно, допуск ОАО "НМЗ "Искра", к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности с опасным грузом, работников, не отвечающих требованиям подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
То обстоятельство, что основанием для привлечения к ответственности ОАО "НМЗ "Искра", являлось, в том числе, и неукомплектование необходимых средств пожаротушения - отсутствие огнетушителей на пожарных щитах, за которое должностное лицо ОАО "НМЗ "Искра" ФИО2 привлечена к ответственности по статье 11.16 КоАП РФ, не имеет правового значения для существа рассматриваемого дела, поскольку в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
С учетом изложенного, вывод судьи об отсутствии в действиях ОАО "НМЗ "Искра" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.2.1 КоАП РФ, сделан без оценки всех обстоятельств, имеющих значение для полного и правильного рассмотрения дела, что влечет отмену судебного постановления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 11 июня 2015 года подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ с направлением дела на новое рассмотрение в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 11 июня 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, удовлетворив жалобу государственного инспектора Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта КонтаевойЯ.Ю.
Судья В.А.Галина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.