Судья Забайкальского краевого суда Смоляков П. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
по жалобе должностного лица таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни,
на постановление судьи Забайкальского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года,
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении:
Кириллова В. В., родившегося "Дата", уроженца "данные изъяты", проживающего по адресу: "адрес", "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Забайкальского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении В.В. Кириллова прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи отсутствием события административного правонарушения (л.д. 131-137).
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, старший уполномоченный отделения административных расследований таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни В.В. Шумилова просит указанное постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение (л.д. 146-149).
В рассмотрении жалобы принял участие защитник В.В. Кириллова - А.В. Гнеуш, который против её удовлетворения возражал, считая доводы жалобы надуманными.
Выслушав А.В. Гнеуша и исследовав материалы дела, нахожу основания для отмены постановления.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 16.4 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, 25 декабря 2014 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни по пути следования из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику прибыло транспортное средство марки "данные изъяты" с полуприцепом, государственные регистрационные знаки N / N, под управлением гражданина Российской Федерации В.В. Кириллова.
В.В. Кириллов представил в таможенный орган следующие документы:
въездную таможенную декларацию на транспортное средство N от 25 декабря 2014 года (л.д. 16);
свидетельство о регистрации транспортного средства N от 8 декабря 2014 года (л.д. 20);
свидетельство о регистрации транспортного средства N от 5 марта 2014 года (л.д. 20);
карточку допуска к международным перевозкам серии N, регистрационный N к удостоверению допуска N от 13 февраля 2014 года (л.д. 19);
информационное письмо публичного акционерного общества " Т" (л.д. 17).
В ходе таможенного досмотра упомянутого выше транспортного средства 26 декабря 2014 года было установлено, что на него погружен железнодорожный контейнер с идентификационным номером N.
Указанный контейнер В.В. Кирилловым задекларирован не был.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении В.В. Кириллова протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья районного суда счёл событие административного правонарушения отсутствующим, исходя из того, что соответствующий контейнер не подлежал таможенному декларированию.
С такой предпосылкой согласиться нельзя.
В силу подпунктов 29 и 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к транспортным средствам как категории товаров отнесён и железнодорожный контейнер.
Под транспортными средствами международной перевозки понимают транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за её пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпункт 40 пункта 1 статьи 4).
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки, запасных частей и оборудования регулируется положениями статьи 350 ТК ТС.
В этой статье сказано (пункт 2), что в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путём представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.
С учётом того, что таможенную декларацию на контейнер В.В. Кириллов не представлял, следовало проверить, являются ли те документы, которые им были представлены, стандартными документами перевозчика по смыслу статьи 350 ТК ТС.
Этого судьёй районного суда сделано не было.
Из числа документов, которые фигурируют в деле, контейнер с идентификационным номером N назван лишь в информационном письме публичного акционерного общества " Т" (л.д. 17), которое не получило оценки на предмет его допустимости (включения обязательных реквизитов, в частности - даты выдачи) и наличия необходимых для таможенного оформления сведений (о маршруте, грузе и т.п.).
В письме ФТС России от 1 марта 2011 года N 01-11/8833 "О совершении таможенных операций в отношении контейнеров", на которое сослался судья районного суда, не говорится, что контейнеры, не являющиеся самостоятельным видом транспорта, не должны декларироваться. В нём разъясняются лишь способы такого декларирования: в стандартных документах перевозчика, в декларации на транспортное средство и другие. Аналогичные нормоположения содержатся в Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утверждённой решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года N 511.
Защитник общества А.В. Гнеуш при рассмотрении дела пояснял (л.д. 111), что контейнер с идентификационным номером N не используется В.В. Кирилловым в качестве транспортного средства международной перевозки и подлежит возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки.
Указанное обстоятельство также подлежало проверке.
Вместе с тем, по смыслу подпункта 3 пункта 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утверждённой решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 263, в разъяснении письма ФТС России от 5 октября 2011 года N 01-11/48016 "О таможенном декларировании многооборотной тары" это не освобождает от декларирования подобного контейнера, предусматривая подачу в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.
Обжалуемое постановление противоречиво (в описательной и мотивировочной частях: л.д. 131 и 135-136) относительно того, представил ли В.В. Кириллов таможенному органу путевой лист. По версии административного органа, отражённой в протоколе об административном правонарушении, этот документ не представлялся. Вывод же судьи районного суда в пользу обратного ссылкой на конкретные доказательства не подкреплён.
Тот выделенный в обжалованном судебном акте факт, что транспортное средство прибыло на МАПП Забайкальск Читинской таможни без товара, не является значимым, поскольку В.В. Кириллову инкриминируется недекларирование как товара перемещавшегося на нём железнодорожного контейнера.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
отменить постановление судьи Забайкальского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года и возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья П.Н. Смоляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.