См. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями ФССП России в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. N 03-19
1. Введение
7 сентября 2007 г. вступили в силу Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
Указанными федеральными законами внесены существенные изменения и дополнения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка возбуждения уголовных дел. Исключение из УПК РФ процессуального института согласия прокурора на возбуждение дознавателем уголовного дела публичного обвинения (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) обеспечивает большую процессуальную самостоятельность следователей и дознавателей и налагает на них дополнительную ответственность за качество и полноту проверок сообщений о преступлениях.
Наряду с этим необходимо учесть, что данные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве не отстраняют прокурора от надзора за законностью возбуждения уголовных дел, а, наоборот, возлагают на него эту обязанность с предоставлением права отмены незаконных решений о возбуждении уголовных дел.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ и приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" органы прокуратуры должны безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда исходя из текста копии постановления невозможно сделать вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокурор вправе незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов в обоснование данного решения. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14 сентября 2007 г. N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" предусмотрена проверка исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) в Федеральной службе судебных приставов систематически, не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушении закона - безотлагательно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "10 сентября 2007 г."
Одновременно значительно возрастает нагрузка на отдел организации дознания и административной практики территориального органа ФССП России по осуществлению контроля за осуществлением проверок сообщений о преступлениях дознавателями структурных подразделений, за законностью и обоснованностью принятых ими решений, а также за проведением расследования по уголовным делам.
Особенность деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в Федеральной службе судебных приставов заключается в том, что эффективное рассмотрение сообщений о преступлениях возможно только в тесном взаимодействии дознавателей ФССП России с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебными приставами-исполнителями.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи органам дознания Федеральной службы судебных приставов при решении вопросов, связанных с организацией проверок сообщений о преступлениях против правосудия.
2. Порядок регистрации сообщений о преступлениях
Прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях регламентируются Инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной приказом Минюста России от 2 мая 2006 г. N 139 (далее - Инструкция). При этом следует учитывать следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение не позднее 3 суток со дня поступления сообщения.
Отмечаются случаи несвоевременной регистрации сообщений о преступлениях, поступивших по почте. Такие сообщения после регистрации в книге входящей корреспонденции отдела судебных приставов нередко регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях в срок от двух и более суток со дня поступления, что является грубым нарушением.
В соответствии с п. 6 ч. 2 Инструкции, лицо, зарегистрировавшее сообщение в книге входящей корреспонденции, незамедлительно докладывает о нем руководителю органа дознания (лицу, его замещающему), который, в зависимости от содержащейся в нем информации, должен дать письменное указание о регистрации сообщения в Книге учета сообщений о преступлениях.
В случаях, если руководителем органа дознания принимается решение о передаче сообщения о преступлении из Управления в структурное подразделение территориального органа ФССП России, то такое сообщение должно быть зарегистрировано в Книге учета сообщений о преступлениях Управления, после чего оно передается в структурное подразделение, где также регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях. Направление такой информации для проверки без регистрации в отделы (группы) дознания запрещается (п. 6 ч. 2 Инструкции).
Как показывают проверки, при заполнении Книги учета сообщений о преступлениях наиболее часто допускаемыми ошибками являются незаполнение вообще или неправильное заполнение следующих граф:
- в графу N 2 не вносятся записи о времени поступления сообщения о преступлении и Ф.И.О. должностного лица ФССП России, получившего сообщение о преступлении;
- в графе N 3 не указывается адрес заявителя;
- в графу N 7 не вносится запись, кем, кому и когда поручена проверка сообщения о преступлении, а также не ставится подпись лица, получившего заявление для исполнения, дата и время получения;
- в графе N 8 не указывается, кем продлевался срок проверки сообщения о преступлении.
При учете материалов об отказе в возбуждении уголовных дел также имеют место случаи ненадлежащего исполнения требований Инструкции по порядку их регистрации. Так, материалам об отказе в возбуждении уголовных дел присваивается только порядковый номер в Журнале учета материалов или не присваивается совеем.
В соответствии с п. 19 Инструкции материалам должен быть присвоен очередной порядковый (с начала года) номер, а через дробь указан номер регистрации сообщения о преступлении в Книге учета сообщений о преступлениях (например, материал об отказе в возбуждении уголовного дела N 12/35, где N 12 - это порядковый номер материала об отказе в возбуждении уголовного дела в Журнале учета материалов, а 35 - это номер сообщения о преступлении в Книге учета сообщений о преступлениях).
При заполнении Журнала учета материалов необходимо исключить небрежность и обеспечить полноту вносимых сведений.
Так, в графе N 4 зачастую не указываются сведения о времени, месте, обстоятельствах происшедшего;
- не заполняется графа N 8 (дата проверки материалов прокурором в порядке надзора);
- в случаях отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должны быть внесены соответствующие данные в графы N 9, 10, 11.
В соответствии с п. 32 Инструкции, руководитель территориального органа ФССП России должен осуществлять ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о преступлениях. Запись о проведенных проверках следует вносить в обязательном порядке не реже одного раза в месяц в Книгу учета сообщений о преступлениях.
3. Вопросы выявления преступлений против правосудия и организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Вопросы выявления преступлений против правосудия рассмотрены в ряде направленных ранее методических рекомендаций, информационных писем и Памятке дознавателю.
Вместе с тем следует обратить особое внимание на наиболее сложные вопросы работы по выявлению преступлений против правосудия.
Так, в соответствии с требованиями ч. 2 приказа Минюста России от 4 февраля 2004 г. N 26 "О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия" судебный пристав-исполнитель должен регулярно проверять сохранность арестованного и описанного имущества и не реже одного раза в месяц проводить инвентаризацию исполнительных производств в целях своевременного выявления фактов злостного неисполнения судебных решений, а также воспрепятствования их исполнению.
В структурных подразделениях территориальных органов ФССП России рекомендуется создавать группы по инвентаризации (руководитель - старший судебный пристав), в которые включать судебного пристава-исполнителя и дознавателя.
По результатам инвентаризации следует выявлять исполнительные производства, перспективные на предмет возбуждения уголовных дел. В случае необходимости рекомендуется подготавливать за подписью старшего судебного пристава указания о выполнении определенных исполнительных действий, которые необходимо брать на контроль.
В целях систематизации и учета сведений по проводимым инвентаризациям рекомендуется составлять реестр исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов, выданных судами в отношении должников-организаций (приложение N 1), реестр исполнительных производств, по которым имущество, подвергнутое аресту, передано на ответственное хранение (приложение N 2).
При обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ либо ст. 315 УК РФ, судебному приставу-исполнителю в порядке ст. 143 УПК РФ следует составить рапорт и зарегистрировать его в Книге учета сообщений о преступлениях.
Кроме того, судебному приставу-исполнителю необходимо предоставить дознавателю следующие документы:
1. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства.
2. Копию решения суда (при его наличии у судебного пристава-исполнителя).
3. Копию исполнительного листа.
При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 312 и 315 УК РФ, сбор материалов проверки сообщения о преступлении имеет свои особенности.
Так, материал, прилагаемый к рапорту об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, кроме указанных выше документов должен включать:
1. Документы, подтверждающие реальную возможность для руководителя организации-должника исполнить судебное решение и его имущественное положение (например, ответы на запросы из Госавтоинспекции, Федеральной налоговой службы и т. д.).
2. Список взыскателей по сводному исполнительному производству согласно очередности удовлетворения требований.
3. Копии документов, подтверждающих частичное погашение долга мерами принудительного исполнения (реализация арестованного имущества, передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитных организациях, и др.).
4. Копию постановления о наложении судебным приставом-исполнителем штрафа на должника за неисполнение судебного решения в порядке ст. 85, 87 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 199-ФЗ "Об исполнительном производстве", с установлением новых сроков требований, содержащихся в исполнительном документе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 119-ФЗ"
5. Копию предупреждений должнику об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
6. Документы, подтверждающие полномочия представителя (руководителя) организации-должника по выполнению обязательств перед взыскателем (учредительные документы, регламент, копия приказа о назначении на должность и т.п.).
7. Объяснения взыскателя, должника о причинах и обстоятельствах неисполнения судебного решения.
Данный перечень не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств деяния.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 199-ФЗ "Об исполнительном производстве" при обнаружении факта незаконных действий с имуществом, подвергнутым описи или аресту, судебным приставом-исполнителем должен составляться акт в присутствии двух понятых. С учетом этого составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который должен быть незамедлительно зарегистрирован в Книге учета сообщений о преступлениях.
К рапорту об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, прилагаются:
1. Копия постановления о наложении ареста на имущество или денежные вклады.
2. Акт описи и ареста имущества (с обязательным включением названия каждого предмета, занесенного в акт, его отличительных признаков - вес, метраж и т.п., предварительной оценки каждого предмета, разъяснением хранителю установленного режима хранения, предупреждением об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ, данных и подписей двух понятых).
3. Копия договора хранения (если таковой составлялся с хранителем в соответствии со ст. 886-887 ГК РФ).
4. Акт об отсутствии имущества, подвергнутого описи или аресту (с участием понятых).
5. Копии документов из кредитной организации (банка), подтверждающие отсутствие на счете денежных средств после поступления постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста.
6. Объяснение от хранителя об обстоятельствах и причинах совершения незаконных действий с имуществом, подвергнутым описи или аресту.
7. Объяснения понятых об обстоятельствах наложения ареста на имущество.
Проверка сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 297 и 294 УК РФ, должна проводиться во взаимодействии с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУПДС), которые являются очевидцами происшествия.
Перечень полномочий судебных приставов по ОУПДС содержится в ст. 11-12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Способы выявления преступления, предусмотренного ст. 297 УК РФ, могут быть различными. Наиболее часто на практике встречаются сообщения судебного пристава по ОУПДС либо обращение потерпевшего о преступных действиях.
В рапорте обязательно следует отметить следующие обстоятельства:
1. Время и место совершения преступления (место необходимо определить максимально точно и в случае необходимости составить схему - приложение к рапорту).
2. Указать, в чем выразилось оскорбление либо неуважение участников судебного разбирательства (в каких словах, выражениях, жестах).
3. В чей конкретно адрес из участников судебного разбирательства обращено оскорбление либо проявлено неуважение.
4. Какие меры приняты для пресечения (прекращения) преступных действий.
5. Привести перечень очевидцев преступления с указанием их домашних адресов (такую информацию можно получить у секретаря судебного заседания).
Составленный по такой структуре рапорт служит поводом для проведения проверки сообщения о преступлении.
Как показывают проверки сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 294, 297 УК РФ, нередко эти преступления совершаются психически неуравновешенными людьми, поэтому рекомендуется приобщать к материалам проверки справку из психоневрологического диспансера о проверяемом лице.
4. Порядок и сроки проведения проверок сообщений о преступлениях против правосудия
В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания обязаны принять, проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок не более 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
При проверке сообщений о преступлениях нередко возникают вопросы как по механизму проверки, так и по квалификации деяния.
Так, дознаватели Федеральной службы судебных приставов часто сталкиваются с тем, что местонахождение должника (должностного лица организации) неизвестно.
В таких случаях дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, обязан принять меры к установлению фактического местонахождения должника. Для этого необходимо направить запросы в соответствующие информационные центры МВД России о наличии судимости, привлечении к административной ответственности, получить сведения в адресном бюро. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц имеются адреса соучредителей фирм и доверенных лиц, от которых необходимо получить подробные объяснения. Кроме того, рекомендуется изучить материалы гражданских дел в судах, так как данные о личности руководителя организации-должника и действительном местонахождении организации наиболее полно отражаются в материалах судебных заседаний, ходатайствах, жалобах.
Сообщение о преступлении, поступившее от гражданина или юридического лица, может не содержать конкретных сведений о лице, совершившем преступление. Наиболее часто это встречается в заявлениях в отношении работников органов местного самоуправления, не исполняющих, к примеру, решение суда о предоставлении жилья или ремонте жилого здания. В связи с этим при проверке сообщения о преступлении необходимо установить должностное лицо, которое в силу своих обязанностей обязано исполнить решение суда.
Кроме того, в силу требований ч. 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (в связи с отсутствием состава преступления), допускается лишь в отношении конкретного лица.
Тщательная проверка сообщений о преступлениях, подследственных ФССП России, необходима и в том случае, когда решение об отказе в возбуждении уголовного дела представляется очевидным.
Это вызвано тем, что зачастую при разрешении сообщений о преступлениях против правосудия в проверяемых обстоятельствах могут быть выявлены иные преступления, не относящиеся к подследственности ФССП России, например предусмотренные ст. 159 (мошенничество), 327 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК РФ. В таких случаях в соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ сообщения должны быть переданы по подследственности.
При рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 297 УК РФ (неуважение к суду), следует учитывать, что в УК РФ содержится ряд схожих по составу статей, которые квалифицируют действия лица, выражающиеся в оскорблении. В частности, это "оскорбление" (ст. 130 УК РФ), "клевета" (ст. 129 УК РФ). В то же время данные преступления отнесены к уголовным делам частного обвинения и возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявлений в суд (ч. 1 ст. 318 УК РФ).
На практике встречаются случаи, когда на стадии проверки сообщения о преступлении или при расследовании уголовного дела решением суда надзорной инстанции отменяется решение суда первой инстанции, на основании которого было возбуждено исполнительное производство. В таком случае по сообщению о преступлении надлежит принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Возбужденное при таких обстоятельствах уголовное дело также подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
С целью исключения брака в работе дознавателя рекомендуется до решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 315 УК РФ более тщательно исследовать вероятность отмены судебного решения, не исполняемого должником.
Кроме того, до принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо удостовериться в том, что решение суда, которое злостно не исполняет должник, вступило в законную силу и не отменено надзорными инстанциями, а равно - в отсутствии иного судебного решения, противоположного первому.
Например, 5 декабря 2006 г. дознавателем районного отдела Управления ФССП по Астраханской области возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ в отношении генерального директора организации, злостно не исполняющей вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Астрахани о запрете деятельности по строительству жилого дома. Уголовное дело было окончено производством и направлено в суд, где прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления. Основанием прекращения уголовного дела явилось наличие также вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Астрахани. При этом оно было принято по спору между теми же сторонами и по тем же обстоятельствам, но в пользу ответчика.
По вопросу частичного исполнения решения суда в ходе проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, можно отметить следующее.
Исходя из положений уголовного законодательства, данное преступление относится к категории длящихся. Оно начинается с момента злостного неисполнения судебного акта в установленный законом срок и заканчивается в момент привлечения виновного к ответственности. Таким образом, лицо, которое выполнило решение суда на момент проверки сообщения о преступлении, привлечению к уголовной ответственности не подлежит.
В случаях частичного исполнения решения суда вопрос о возбуждении уголовного дела должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого деяния и размера частичного исполнения, на что ранее указывалось в письме ФССП России от 2 апреля 2007 г. N 12-04-3511 ВВ "О положительном опыте по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 315 УК РФ".
Однако при рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, раскаяние виновного лица и выдача сокрытого имущества в ходе проведения проверки сообщения о преступлении не является основанием для принятия решения об отсутствии в деянии состава преступления. Данные действия могут рассматриваться как смягчающие вину обстоятельства и как основание для прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 28 УПК РФ.
При проверке сообщения о преступлении следует учитывать, что в соответствии с п. б ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания
Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2007 г., N 4