Методические рекомендации
по организации и проведению проверок достоверности статистических данных и изучению состояния первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статистической отчетности в ФССП России
(утв. Федеральной службой судебных приставов 23 декабря 2008 г.)
Настоящие Методические рекомендации фактически прекратили действие
См. Методические рекомендации по организации и проведению проверок достоверности статистических данных и изучению состояния первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статистической отчетности в ФССП России, утвержденные Федеральной службой судебных приставов 2 июля 2012 г. N 05-17
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи работникам центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов при проведении проверок достоверности статистических данных и изучении состояния первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статистической отчетности в Федеральной службе судебных приставов.
Проверка достоверности сведений, составляющих ведомственную статистическую отчетность ФССП России, осуществляется в ходе комплексных, инспекционных и целевых проверок деятельности территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 27.03.2007 N 96.
Обеспечение надлежащего контроля за достоверностью статистических данных является важнейшим условием для объективной оценки эффективности деятельности территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений, а также для принятия действенных управленческих решений.
Предлагаемая методика не является исчерпывающей. Алгоритм проведения проверок достоверности сведений, составляющих ведомственную статистическую отчетность, может быть расширен с учетом специфики проверяемых направлений деятельности.
II. Документы, регламентирующие порядок и правила ведения ведомственной статистической отчетности ФССП России
- приказ Минюста России от 27.04.2005 N 47 "О совершенствовании статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб" и приложение к нему "Правила по разработке и утверждению форм ведомственной статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб";
- приказы Минюста России об утверждении форм ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов;
- приказ ФССП России об утверждении методических рекомендаций по заполнению форм ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов;
- приказ ФССП России от 03.10.2008 N 424 "Об организации ведения статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов";
- приказ ФССП России от 20.10.2008 N 439 "Об утверждении Порядка представления судебными приставами-исполнителями отчетов по формам ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов, характеризующим организацию исполнительного производства";
- приказ ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов";
- приказ ФССП России от 07.07.2008 N 318 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по защите имущественных и иных прав и законных интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов в судах";
- циркулярное письмо ФССП России от 03.11.2006 N 12/05-10789-СВС о направлении "Разъяснений о порядке подготовки форм статистической отчетности в электронном виде и передаче их в Организационно-контрольное управление Федеральной службы судебных приставов";
- иные организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок и правила ведения ведомственной статистической отчетности ФССП России.
III. Особенности проведения проверок по отдельным направлениям деятельности ФССП России
При проведении проверки достоверности сведений, составляющих ведомственную статистическую отчетность по всем направлениям деятельности, следует обратить внимание на правильность обобщения статистических данных как на уровне аппарата управления территориального органа ФССП России, так и на уровне структурного подразделения. При проведении проверки правильности обобщения статистических данных необходимо сверить данные итогового отчета территориального органа ФССП России с суммой данных по структурным подразделениям.
Также необходимо удостовериться в правильности отражения результатов фактически проделанной работы в документах первичного учета.
3.1. Организация исполнительного производства
Показатели, характеризующие состояние организации исполнительного производства, отражены в следующих формах ведомственной статистической отчетности:
- N 1-1 "Основные показатели деятельности судебных приставов-исполнителей" - указанная форма содержит сведения о количестве всех исполнительных производств в территориальном органе ФССП России или его структурном подразделении, находившихся на исполнении, и результатах работы по указанным производствам;
- N 1-2 "Результаты деятельности судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам и таможенным платежам";
- N 1-3 "Сведения о взыскании судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации";
- N 1-5 "Сведения о взыскании судебными приставами-исполнителями Федеральной службы судебных приставов денежных средств по искам обманутых вкладчиков".
Все отчеты по линии организации исполнительного производства составляются нарастающим итогом, началом отчетного периода является 1 января каждого отчетного года.
Проверяемый период определяется в каждом конкретном случае. Проверка достоверности данных может осуществляться как в целом за отчетный период, так и за определенный месяц. В отдельных случаях, например при большом количестве исполнительных производств, входящих в сводное, может быть проверено соответствие выборочных данных по этим производствам, содержащихся в ПК "Судебный пристав", материалам исполнительных производств.
При проведении проверки достоверности сведений о результатах деятельности судебных приставов-исполнителей может быть проверен любой показатель данных форм ведомственной статистической отчетности. В первую очередь проверке подлежат статистические данные, влияющие на выполнение основных показателей деятельности.
Указанные формы статистической отчетности формируются на основе следующих документов первичного учета:
1. Книги учета исполнительных документов (приложение N 39 к приказу Минюста России от 25.06.2008 N 126).
2. Зональной книги учета исполнительных производств судебного пристава-исполнителя (приложение N 40 к приказу Минюста России от 25.06.2008 N 126).
3. Книги учета средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов (приложение N 3 к Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н).
Показатели статистических отчетов необходимо сравнить с информацией, содержащейся в документах первичного учета, следующим образом:
а) показатели формы статистической отчетности N 1-2, отражающие движение исполнительных производств, в том числе поступление исполнительных документов (не является количеством возбужденных исполнительных производств), - с данными книги учета исполнительных документов;
б) показатели по формам статистической отчетности N 1-1, 1-2, 1-3 и 1-5, отражающие возбуждение, окончание либо прекращение исполнительных производств (с учетом дифференциации по основаниям окончания или прекращения), возвращения по каким-либо основаниям исполнительных документов, поступивших на исполнение, - с данными зональной книги учета исполнительных производств судебного пристава-исполнителя на момент формирования статистических отчетов;
в) общее количество находившихся в отчетном периоде на исполнении исполнительных производств в структурном подразделении - с данными книги учета исполнительных документов (показатели статистического отчета не могут быть больше, чем общее количество зарегистрированных исполнительных документов);
г) показатели раздела 3 формы N 1-1, отражающие движение сумм исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительских действий, - с данными книги учета средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
Данные книги учета средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, нельзя сопоставлять с общей взысканной суммой, так как зачастую должники перечисляют денежные средства напрямую на счета взыскателей. Кроме того, на депозитном счете структурного подразделения могут находиться денежные средства, взысканные за предыдущие годы и не перечисленные в связи с отсутствием реквизитов взыскателя. Вместе с тем, в случае поступления денежных средств на депозитный счет структурного подразделения судебных приставов, по данным этой книги учета может быть проведена проверка правомерности окончания исполнительного производства фактическим исполнением и соблюдение должником срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Данные граф 3, 4 раздела 1 формы N 1-3, отражающие сведения о штрафах, наложенных судебными приставами-исполнителями, и результатах их исполнения, сверяются непосредственно с материалами исполнительных производств, в рамках которых вынесены постановления о взыскании штрафа, а также возбужденных после окончания основных исполнительных производств и на основании постановлений этой категории, поступивших на исполнение из других территориальных органов ФССП России или структурных подразделений судебных приставов того же территориального органа ФССП России.
Методика проверки достоверности показателей раздела 5 формы N 1-1, отражающих сведения по жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России и исковым требованиям, предъявленным в суд, изложена в пунктах 3.8 и 3.10 настоящих Методических рекомендаций.
Методика проверки показателей раздела 6 формы N 1-1, отражающих кадровую составляющую отчета, изложено в пункте 3.11 настоящих Методических рекомендаций.
При проведении проверки достоверности по данному направлению необходимо охватить следующие направления:
ревизия материалов исполнительных производств на предмет соответствия данным программного комплекса "Судебный пристав", документам первичного учета и данным, представленным по формам ведомственной статистической отчетности;
проверка полноты и своевременности регистрации исполнительных документов;
выявление фактов и причин поступления на исполнение постановлений специально уполномоченных органов, по которым оплата произведена должниками до направления этих исполнительных документов в структурные подразделения судебных приставов.
Ревизию материалов исполнительных производств необходимо проводить с целью подтверждения соответствия фактического состояния работы статистическим данным структурных подразделений судебных приставов территориального органа ФССП России. Необходимо отметить, что в случаях окончания исполнительных производств по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8, 9 части 1 ст. 47, а также при прекращении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным статьей 43 ФЗ "Об исполнительном производстве", в его материалах должны присутствовать подлинник исполнительного документа и заявление взыскателя или его представителя, направившего документ на исполнение. При этом необходимо обращать внимание на наличие документов, подтверждающих фактическое исполнение, а также обоснованность принятия судебным приставом-исполнителем решения об окончании исполнительного производства по иным основаниям. Проверку достоверности отдельных статистических данных необходимо осуществлять по материалам исполнительных производств в целом по подразделению либо выборочно по отдельным судебным приставам-исполнителям (в зависимости от объема исполнительных производств).
Следует обратить внимание на строгое соответствие материалов исполнительных производств данным документов первичного учета и данным, указанным в формах ведомственной статистической отчетности.
Полнота и своевременность регистрации исполнительных документов является важной составляющей при оценке достоверности статистических сведений. Сокрытие от регистрации и дальнейшее уничтожение исполнительных документов, поступивших в структурные подразделения территориальных органов ФССП России, является нарушением законных прав и интересов взыскателей, к тому же позволяет руководству структурных подразделений влиять на показатели эффективности деятельности судебных приставов.
В случае выявления поступления на исполнение большого количества постановлений специально уполномоченных органов, по которым оплата произведена должниками до направления этих исполнительных документов в структурные подразделения судебных приставов, необходимо во взаимодействии с этими органами принимать меры, направленные на исключение подобных фактов.
С целью минимизации вероятности наличия ошибки также необходимо проверить порядок проведения сверок с инспекциями Федеральной налоговой службы, отделениями Пенсионного фонда и иными органами, предъявляющими исполнительные документы на исполнение в Федеральную службу судебных приставов, а также проведение сверок с управлениями Федерального казначейства в части, касающейся перечисления сумм исполнительского сбора. В случае, если объем исполнительных документов, направленных уполномоченным органом, является значительным, возможно проведение сверки за определенный период либо проведение выборочной проверки наличия отдельных исполнительных документов.
3.2. Организация работы по розыску должников-организаций и имущества должников
Показатели, характеризующие состояние работы по данному направлению деятельности, отражены в форме ведомственной статистической отчетности N 2-2 "Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества". Документами первичного учета для указанного отчета являются:
1. Журнал учета розыскных дел (приложение N 6 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2007 N 192 (в редакции приказа Минюста России от 08.07.2008 N 139) "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)").
2. Информационные карты ИК-1 (приложение N 7 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2007 N 192 (в редакции приказа Минюста России от 08.07.2008 N 139) "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)").
Все показатели статистического отчета за исключением строки "Фактическая численность судебных приставов-исполнителей, на которых возложены функции розыска должников-организаций, а также имущества должников (граждан или организаций) на конец отчетного периода" следует сверить с журналом учета розыскных дел и с информационными картами ИК-1. Также необходимо провести ревизию розыскных дел на предмет сопоставления фактического состояния работы по данному направлению сведениям, представленным в статистическом отчете и в документах первичного учета. При проведении ревизии розыскных дел необходимо обратить отдельное внимание на розыскные дела, прекращенные в связи с розыском имущества. Фиктивное заведение розыскных дел влияет на выполнение показателей деятельности и также свидетельствует о недостоверности статистических данных.
Дополнительно необходимо установить реальность проведения розыскных мероприятий, какое имущество обнаружено, наложен ли на него арест. Кроме того, обратить внимание на даты вынесения постановлений о розыске и фактическом заведении розыскных дел, проведение исполнительских действий, предшествующих розыскным мероприятиям.
Данные строки "Фактическая численность судебных приставов-исполнителей, на которых возложены функции розыска должников-организаций, а также имущества должников (граждан или организаций) на конец отчетного периода" являются кадровой составляющей отчета, методика проверки которой указана в пункте 3.11 настоящих Методических рекомендаций.
3.3. Организация работы по реализации имущества должников
Показатели, характеризующие организацию работы по реализации имущества должников, включены в форму ведомственной статистической отчетности N 2-1 "Сведения о переданном на реализацию и реализованном имуществе".
Для составления указанного отчета предусмотрены следующие документы первичного учета:
1. Книга учета арестованного имущества (приложение N 45 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов").
2. Книга учета средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов (приложение N 3 к Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н).
В книге учета арестованного имущества в 26 графах отражаются все стадии движения арестованного имущества, такие как:
- сведения об имуществе, подлежащем передаче взыскателю или на реализацию;
- сведения об имуществе, арестованном для обеспечения его сохранности;
- о конфискации имущества (обращении его в собственность государства) при исполнении судебных актов;
- о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц (арестованное в целях обеспечения иска).
Ежемесячно в книгу учета включается запись баланса с указанием следующих данных:
- общей стоимости арестованного имущества;
- общей стоимости арестованного и переданного на реализацию имущества;
- суммы денежных средств, полученных от реализации указанного имущества, зачисленных на счет структурного подразделения судебных приставов;
- стоимости нереализованного и отозванного с реализации имущества;
- стоимости имущества, переданного взыскателю;
- стоимости имущества, возвращенного должнику;
- суммы денежных средств, перечисленных взыскателю, должнику.
Баланс подводится в книге учета арестованного имущества нарастающим итогом с учетом остатка на начало года и заверяется личной подписью старшего судебного пристава, а также печатью структурного подразделения.
Данные, указанные в балансе, должны совпадать со значениями показателей ведомственной статистической отчетности.
В связи с большим объемом информации в книге учета арестованного имущества, в первую очередь, проверке подлежат статистические данные, влияющие на выполнение основных показателей деятельности, такие как общая стоимость арестованного имущества, общая стоимость переданного на реализацию имущества и сумма денежных средств, полученных от реализации указанного имущества.
Также при проведении проверки необходимо обратить внимание на показатель стоимости нереализованного и отозванного имущества по тем основаниям, которые учитываются при расчете показателя стоимости имущества, подлежащего фактической реализации (стоимость имущества, отозванного судебными приставами-исполнителями с реализации в связи с полным погашением задолженности, в связи с отзывом исполнительного документа, в связи с приостановлением, отложением, отсрочкой, рассрочкой исполнения по решению суда, а также в случаях прекращения судом исполнительного производства).
Показатели статистического отчета необходимо сопоставить не только с книгой учета арестованного имущества, но также и с другими документами:
- с постановлениями о наложении ареста на имущество;
- с актами описи и ареста имущества;
- с постановлениями о передаче имущества на реализацию;
- с постановлениями об отзыве имущества с реализации;
- с протоколами проведения торгов.
Дополнительно следует проверить соответствие статистических сведений базам данных территориальных подразделений Росимущества.
3.4. Организация обеспечения исполнительских действий и установленного порядка деятельности судов
Для учета показателей по данному направлению деятельности предусмотрена форма ведомственной статистической отчетности N 3-1 "Основные показатели деятельности судебных приставов территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов".
Форма N 3-1 содержит разделы по обеспечению зданий судов охраной и техническими средствами, выполнению заявок на обеспечение безопасности в судах, безопасности исполнительных действий, осуществлению принудительных приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Указанный отчет формируется на основании данных следующих документов первичного учета:
1. Журнала учета распоряжений председателя суда и судей (приложение N 3 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 N 226 (в редакции от 12.01.2004) "Об утверждении инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительской деятельности", далее - Инструкция по ОУПДС.
2. Журнала учета заявок на участие судебных приставов по ОУПДС в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов (приложение N 7 к Инструкции по ОУПДС).
3. Журнала регистрации постановлений о приводе, учета результатов их исполнения (приложение N 4 к Инструкции по ОУПДС).
Показатели формы N 3-1 ведомственной статистической отчетности в совокупности с перечисленными документами первичного учета должны сверяться также и со следующими документами, ведение которых предусмотрено Инструкцией по ОУПДС:
- постовыми ведомостями (приложение N 2);
- отчетами об осуществлении приводов (приложение N 5);
- заявками на привлечение судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий (приложение N 6);
- отчетами об участии судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в исполнительных действиях (приложение N 8).
В целях объективной оценки состояния работы по составлению ведомственной статистической отчетности и ведения документов первичного учета необходимо:
1) истребовать из отдела государственной службы и кадров территориального органа ФССП России копии табеля учета рабочего времени структурного подразделения, подлежащего проверке;
2) истребовать из организационно-контрольного отдела территориального органа ФССП России копии статистических отчетов, представленных структурным подразделением, подлежащим проверке.
Проверку достоверности сведений статистического отчета необходимо проводить по трем направлениям.
1. В части исполнения заявок на обеспечение безопасности в судебных заседаниях необходимо проверить:
- соответствие данных статистической отчетности количеству зарегистрированных заявок в журнале учета распоряжений председателя суда и судей;
- правильность ведения журнала учета распоряжений председателя суда и судей, наличие в журнале подписей и печатей судей и подписи старшего судебного пристава, а также соответствие этих данных отчетам.
2. В части исполнения заявок на участие судебных приставов по ОУПДС в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов необходимо проверить:
- соответствие количества заявок, зарегистрированных в журнале учета, количеству заявок, указанных в статистическом отчете;
- соответствие данных журнала учета заявок фактическому количеству заявок на привлечение судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий, хранящихся в соответствующем номенклатурном деле;
- наличие грифа утверждения старшим судебным приставом заявок и отчетов об участии судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях. Указанный отчет должен быть завизирован судебным приставом-исполнителем;
- соответствие количества отчетов об участии судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях фактическому количеству выполненных заявок;
- полноту и правильность заполнения судебными приставами отчетов об участии судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях.
Дополнительно следует проводить выборочные проверки исполнительных производств на предмет привлечения судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий.
3. В части исполнения постановлений о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебным приставам-исполнителям, необходимо проверить:
- соответствие данных статистической отчетности по количеству доставленных лиц и лиц, подлежащих приводу, данным, указанным в журнале регистрации постановлений о приводе;
- фактическое наличие в соответствующем номенклатурном деле всего количества зарегистрированных в журнале постановлений с подшитыми к ним отчетами об осуществлении привода;
- наличие подписи доставляемого лица об ознакомлении с постановлением о приводе;
- полноту и правильность заполнения судебными приставами отчетов об осуществлении привода;
Сопоставление количества доставленных лиц и лиц, подлежащих приводу, указанных в журналах, с постановлениями и отчетами об осуществлении привода проводится путем выборочной проверки.
Также при проведении проверки необходимо оценить возможность осуществления одним и тем же судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов нескольких мероприятий одновременно или последовательно на основании данных о времени исполнения мероприятий, удаленности адресов и количестве лиц, подлежащих приводу по постановлениям (определениям) судей или судебных приставов-исполнителей.
Документы первичного учета выборочно сверяются с постовыми ведомостями расстановки судебных приставов по ОУПДС и табелем учета рабочего времени на предмет возможности исполнения мероприятий.
Один и тот же судебный пристав по ОУПДС одновременно с исполнением привода не имеет возможности обеспечивать безопасность в судебных заседаниях или доставлять вещественные доказательства, а также обеспечивать безопасность исполнительных действий.
Судебный пристав по ОУПДС во время отпуска или болезни не может быть привлечен к несению службы, а также его фамилия не должна фигурировать в документах первичного учета.
3.5. Организация дознания и административной практики
Для учета показателей по линии дознания и административной практики предусмотрены следующие формы ведомственной статистической отчетности:
N 4-1 "Сведения об административной практике территориальных органов ФССП России";
N 4-2 "Сведения по организации дознания в территориальных органах ФССП России".
Отчеты составляются нарастающим итогом.
Указанные формы формируются на основе данных следующих документов первичного учета:
1. Журнала учета административных протоколов (в соответствии с письмом Министерства юстиции России от 26.06.2002 N 06/5962-АМ).
2. Книги учета исполнительных документов (приложение N 39 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126).
3. Зональной книги учета исполнительных производств судебного пристава-исполнителя (приложение N 40 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126).
4. Книги учета сводных исполнительных производств (приложение N 42 к приказу Министерства юстиции от 25.06.2008 N 126).
5. Книги учета средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов (приложение N 3 к Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н).
6. Единого журнала учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел (приложение к Инструкции по порядку заполнения и представления учетных документов, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399).
7. Книги учета сообщений о преступлениях (приложение к Инструкции "О едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях", утвержденной приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139).
8. Журнала учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (приложение к Инструкции "О едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях", утвержденной приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139).
9. Актов инвентаризации исполнительных производств, составляемых в течение отчетного периода во исполнение требований приказа Минюста России от 04.02.2004 N 26 "О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия".
С данными, содержащимися в перечисленных документах первичного учета, следует провести сверку следующих показателей статистических отчетов:
а) все показатели статистического отчета по форме N 4-1 - с данными журнала учета административных протоколов. Проводится сверка данных журнала с копиями протоколов об административных правонарушениях с целью проверки правильности заполнения документов первичного учета. Также проводится встречная сверка статистических данных отчета по форме N 4-1 с решениями судов по делам об административных правонарушениях, возбужденным судебными приставами, а при большом количестве вынесенных решений - со статистическими данными судебных органов;
б) наличие на исполнении в структурном подразделении исполнительных производств, учтенных в разделе 2 формы N 4-2, по которым проводились инвентаризации во исполнение требований приказа Минюста России от 04.02.2004 N 26, сверить с книгой учета исполнительных документов, зональной книгой учета исполнительных производств судебного пристава-исполнителя, книгой учета сводных исполнительных производств, книгой учета средств, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов. Производится сверка информации по указанным книгам с самими актами инвентаризации исполнительных производств. Также необходимо провести выборочную проверку материалов исполнительных производств, поставленных на контроль как перспективных на предмет возбуждения уголовных дел, при которой устанавливается реальное наличие такой перспективы;
в) все позиции статистического отчета по форме N 4-2 по количеству уголовных дел и результатов работы по ним (часть 2 раздела 1) - с единым журналом учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел;
г) показатели статистического отчета по форме N 4-2 в части рассмотрения сообщений о преступлениях (часть 1 раздела 1) - с книгой учета сообщений о преступлениях и журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
д) все позиции раздела 2 статистического отчета по форме N 4-2 сверить с актами инвентаризации исполнительных производств.
При проверке достоверности по линии административной практики сопоставить соответствие донных с копиями протоколов по делам об административных правонарушениях, постановлений судебных приставов-исполнителей о наложении штрафов.
При проведении проверки по линии дознания аппарату управления территориального органа ФССП России необходимо сопоставить данные ведомственной статистической отчетности со сведениями информационного центра подразделения МВД РФ по субъекту Российской Федерации. В случае выявления расхождений между аналогичными данными ведомственной статистической отчетности и сведениями Государственного информационно-аналитического центра МВД РФ (далее - ГИАЦ МВД РФ) достоверность должна подтверждаться отметками о датах направления и получения учетных карточек сотрудниками ГИАЦ МВД РФ по формам N 1 "Статистическая карточка на выявленное преступление" и N 1-1 "Статистическая карточка о результатах расследования преступления".
При проведении проверки работниками центрального аппарата ФССП России по возможности производится аналогичная сверка с ГИАЦ МВД РФ.
При проверке статистических данных по линии организации дознания по итогам работы за 6 месяцев и 12 месяцев отчетного года следует сопоставить соответствие данных ведомственной статистической отчетности с государственной отчетностью форм 1-Е и 2-Е.
3.6. Организация проведения проверок
Для учета сведений о проведенных проверках территориальных органов предусмотрена форма отчетности N 5-1 "Сведения о проверках деятельности территориальных органов ФССП России и их результатах". Отчет заполняется нарастающим итогом. При проведении проверки в качестве документов первичного учета используются следующие материалы:
1. План командирования, утвержденный соответствующим приказом, находящийся в деле - "План командирования работников территориального органа ФССП России на полугодие" (находится в отделе делопроизводства).
2. Приказы о командировании, находящиеся в деле, - "Журнал учета работников УФССП России, выбывающих в служебные командировки" (находится в отделе кадров).
3. Справки и служебные записки с резолюцией руководителя по результатам проведенных проверок, находящиеся в деле, - "Документы (докладные записки, справки, планы, отчеты) проверок районных (межрайонных, городских) отделов судебных приставов комиссиями Управления ФССП России" (находится в организационно-контрольном отделе).
4. Материалы оперативных совещаний по результатам проверок, находящиеся в деле, - "Решения коллегии ФССП России, протоколы оперативных совещаний (иных совещательных органов) при руководителе управления Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе субъекта Российской Федерации и его заместителях и документы по их исполнению" (находится в организационно-контрольном отделе).
5. Информационные письма (обзоры, указания) по итогам проведенных проверок, находящиеся в деле, - "Методические рекомендации, аналитические обзоры, подготовленные организационно-контрольным отделом для районных (межрайонных, городских) отделов судебных приставов" (находится в организационно-контрольном отделе).
6. Приказы о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц по результатам проведенных проверок, находящиеся в деле, - "Журнал (электронная база данных) регистрации приказов по личному составу (о представлении очередных и учебных отпусков, дежурствах, взысканиях, внутрироссийских командировках)" (находится в отделе кадров).
При проведении проверки достоверности сведений, предусмотренных в форме отчетности N 5-1, необходимо сверить:
- количество проверок в графе "Всего проведенных проверок" с количеством приказов о командировании, справок и служебных записок с резолюцией руководителя по результатам проведенных проверок;
- количество проверок в графе "Плановые" с количеством проверок, указанных в плане командирования работников территориального органа ФССП России на полугодие. При этом случаи отмены проверки или переноса срока ее проведения должны подтверждаться документально служебной запиской с резолюцией руководителя;
- количество проверок в графе "Внеплановые" с количеством приказов о командировании, справок и служебных записок с резолюцией руководителя по результатам проведенных проверок. Внеплановые проверки, осуществляемые работниками по одному направлению деятельности, являются текущей работой и не учитываются при заполнении форм ведомственной статистической отчетности;
- данные в графах "Удовлетворительно" и "Неудовлетворительно" со служебными записками с резолюцией руководителя и протоколами оперативных совещаний при руководителе территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе субъекта Российской Федерации;
- данные в графе "Руководители проверяемого территориального органа (структурного подразделения) заслушивались на заседании коллегии (или оперативном совещании)" с протоколами заседания коллегии и оперативных совещаний;
- данные в графе "Должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности" с приказами о привлечении к дисциплинарной ответственности;
- данные в графе "Проверяющими подразделениями направлено информационных писем, обзоров, представлений (количество писем)" с наличием вышеперечисленных материалов.
Количество подтверждающих материалов может быть больше, чем указано в форме 5-1, либо они должны совпадать.
3.7. Организация работы с обращениями граждан и юридических лиц
Показатели, характеризующие состояние работы с обращениями граждан и юридических лиц, учитываются в форме ведомственной отчетности N 6-1 "Сведения об обращениях на действие (бездействие) должностных лиц ФССП России". Отчет заполняется нарастающим итогом на основании следующих документов первичного учета:
1. Книги учета обращений граждан и представителей организаций, предусмотренной Инструкцией по делопроизводству.
2. Книги учета личного приема граждан, в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству.
3. Книги учета личного приема граждан главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, руководящим составом территориального органа ФССП России и старшими судебными приставами.
При проведении проверки достоверности сведений, представленных по данному направлению деятельности, следует обратить внимание на недопустимость регистрации заявлений и обращений только в журнале входящей корреспонденции. Если в журнале входящей корреспонденции встречается регистрация документа с включением понятий заявления или обращения граждан или юридических лиц и при этом они не зарегистрированы в книге учета обращений граждан и представителей организаций, необходимо детально рассматривать такие обращения и выяснять, были ли они учтены при формировании ведомственной статистической отчетности.
Для определения достоверности учета обоснованных обращений проверяются производства по обращениям и изучаются статистические карточки по обращениям. Для определения достоверности учета обращений, рассмотренных с нарушением сроков, проверяются производства по обращениям и изучается журнал исходящей корреспонденции.
Особое внимание следует обратить на правильность указания повторных обращений. Зачастую обращение считается повторным, только если первичное обращение поступило в текущем году, а обращения, поступившие в предыдущем году, ошибочно не учитываются как повторные.
3.8. Организация работы по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России
Для учета показателей, характеризующих работу территориального органа ФССП России и его структурных подразделений по данному направлению деятельности, предусмотрена форма ведомственной статистической отчетности N 1-1 (строки 1-4 раздела 5 "Сведения по заявлениям и исковым требованиям, предъявленным в суд").
Документами первичного учета для заполнения части раздела 5 формы N 1-1 ведомственной статистической отчетности, характеризующей работу территориального органа ФССП России по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, являются:
1. Реестры заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России (приложение 1 к приказу ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов") - в аппаратах управлений территориальными органов ФССП России.
2. Журнал регистрации судебных извещений (определений, повесток, уведомлений и телеграмм) о назначении даты судебных заседаний по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России (приложение 2 к приказу ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов") - в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.
3. Книга учета заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, поданных в суды Российской Федерации (приложение 3 к приказу ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов") - в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.
Кроме указанных документов первичного учета в каждом структурном подразделении территориального органа ФССП России должны быть сформированы отдельные номенклатурные дела "Материалы по заявлениям на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России" (далее - отдельные номенклатурные дела), ведение которых регламентировано абзацем 3 подпункта "б" пункта 1.1.2 приказа ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов". Указанные отдельные номенклатурные дела содержат подлинники всех документов по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацем 3 подпункта "б" пункта 1.1.1 приказа ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов"
Проведение проверки достоверности сведений по данному направлению деятельности осуществляется в 2 этапа:
- в структурных подразделениях проводится сверка данных, указанных в статистическом отчете, с документами первичного учета и с материалами отдельных номенклатурных дел;
- в аппарате территориального органа ФССП России проводится сверка данных, представляемых территориальным органом ФССП России в Правовое управление, со статистическими данными, представляемыми в территориальный орган ФССП России его структурными подразделениями, а также с данными, указанными в реестре заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
Дополнительную проверку достоверности статистических данных по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России можно провести путем детального анализа актов сверок территориальных органов ФССП России с судами общей юрисдикции и арбитражными судами. О необходимости проведения таких сверок было указано в "Обзоре судебной практики обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц ФССП России в первом полугодии 2008 года" (исх. от 29.08.2008 N 12/07-11370-СВС).
При наличии в актах сверок расхождений учетных данных территориальных органов ФССП России о количестве заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России со сведениями судов Российской Федерации необходимо изучить их причины.
3.9. Организация работы с жалобами, поданными в порядке подчиненности
Для учета показателей, характеризующих работу по данному направлению, предусмотрена форма ведомственной статистической отчетности N 6-2 "Сведения по жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов ФССП России, рассмотренных в порядке подчиненности". Указанная форма отчетности заполняется на основании следующих документов первичного учета:
1. Книга учета жалоб на постановления, действие (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности (приложение N 37 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126).
2. Журнал регистрации постановлений должностных лиц ФССП России, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности (приложение N 38 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126).
При проведении проверки достоверности по данному направлению деятельности необходимо в первую очередь обращать внимание на правильность отражения в отчетах результатов рассмотрения указанных жалоб.
3.10. Организация защиты материальных интересов ФССП России ее территориальных органов в судах
Показатели, характеризующие работу по данному направлению деятельности, отражены в форме ведомственной статистической отчетности N 7-2 "Результаты работы по защите интересов ФССП России и ее территориальных органов в судах", N 1-1 "Основные показатели деятельности судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России" (строки 5-8 раздела 5).
Документом первичного учета для составления указанной формы отчетности является журнал учета поступивших исковых заявлений. Допускается ведение журнала в электронном виде. В нем отражаются следующие сведения:
дата поступления искового заявления в территориальный орган ФССП России (структурное подразделение);
наименование истца;
наименование ответчика;
предмет иска;
результат рассмотрения исковых требований в первой, кассационной и надзорной судебных инстанциях.
С указанным журналом необходимо сверить все показатели статистической отчетности по данному направлению.
Также необходимо провести сверку соответствия данных, указанных в журнале учета поступивших исковых заявлений, с информацией, представляемой в Правовое управление ФССП России, - ежемесячным отчетом территориального органа ФССП России об удовлетворенных в отчетном месяце исках (приложение 1 к приказу ФССП России от 07.07.2008 N 318 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по защите имущественных и иных прав и законных интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов в судах") и другими письмами о результатах судебных разбирательств.
Следует отметить, что показатели формы N 7-2 ведомственной статистической отчетности содержат сведения об исковых требованиях, вытекающих из деятельности всех должностных лиц, а аналогичные показатели в форме N 1-1 ведомственной статистической отчетности - только исковые требования, вытекающие из деятельности судебных приставов-исполнителей.
При проведении проверки достоверности необходимо обратить внимание на правильность отражения сумм исковых требований в статистическом отчете (суммы в статистическом отчете необходимо указывать в целых тысячах рублей), а также правильность отражения движения исковых заявлений по судебным инстанциям.
3.11. Организация работы по кадровым вопросам
По данному направлению деятельности предусмотрена форма ведомственной статистической отчетности N 9-2 "Сведения об укомплектованности и состоянии дисциплины в территориальных органах ФССП России".
Документами первичного учета для составления указанных форм отчета являются:
1. Личные карточки формы N Т-2ГС.
2. Приказы Федеральной службы судебных приставов об утверждении и введении в действие структур и штатных расписаний, штатные расписания, приказы о внесении в них изменений и дополнений.
3. Иные приказы по основной деятельности и по личному составу.
4. Материалы служебных проверок, проведенных в отношении работников территориальных органов ФССП России.
При проверке достоверности по данному направлению необходимо обратить внимание на соответствие данных, указанных в отчетах, и донных документов первичного учета. Также следует проверить правильность заполнения самих документов первичного учета и сопоставить их соответствие служебным контрактам и трудовым книжкам работников.
IV. Организационно-статистическое обеспечение деятельности территориальных органов ФССП России
Проверку аппарата управления территориального органа ФССП России следует проводить по следующим направлениям:
- организация работы организационно-контрольного подразделения и иных профильных отделов территориального органа ФССП России по ведению ведомственной статистической отчетности ФССП России;
- организация учета и контроля исполнения приказов Минюста России и ФССП России, регламентирующих порядок и правила ведения ведомственной статистической отчетности ФССП России;
- организация работы по составлению статистической отчетности и контролю достоверности представляемых сведений по профильным направлениям деятельности;
- организация выездов работников аппарата управления территориального органа ФССП России в структурные подразделения для проверки соблюдения порядка ведения ведомственной статистической отчетности, достоверности представляемых сведений и оказания практической помощи;
- организация проведения первичного анализа статистических данных.
При проверке организации работы организационно-контрольного подразделения и иных профильных отделов территориального органа ФССП России по ведению ведомственной статистической отчетности необходимо обратить внимание на распределение обязанностей между руководителями территориального органа ФССП России по вопросам контроля за представлением статистических данных и обеспечением достоверности представляемых сведений, распределение обязанностей между работниками организационно-контрольного подразделения и иных профильных отделов, ответственных за сбор, обобщение и представление статистических данных, их фактическое исполнение.
При проверке организации учета и контроля исполнения приказов Минюста России и ФССП России, регламентирующих порядок и правила ведения ведомственной статистической отчетности ФССП России, необходимо провести проверку наличия документов, указанных в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций, и соблюдения их требований.
При проверке организации работы по составлению статистической отчетности и контролю достоверности представляемых сведений по профильным направлениям деятельности изучается:
- соблюдение установленного порядка сбора и обобщения статистических сведений структурными подразделениями и аппаратом управления территориального органа ФССП России;
- организация осуществления контроля за формированием форм ведомственной статистической отчетности, соблюдением графика представления отчетов, правильностью их оформления и визирования до момента направления форм в центральный аппарат ФССП России;
- организация взаимодействия организационно-контрольного подразделения аппарата управления территориального органа ФССП России по вопросам информационно-статистического обеспечения (в том числе проведение взаимных сверок в процессе составления статистических отчетов в профильных подразделениях, а также в ходе подготовки ответов на запросы и иных документов, содержащих статистические сведения);
- организация формирования сводных отчетов;
- проверка соблюдения логического контроля при составлении статистической отчетности, в том числе между взаимозависимыми показателями различных форм отчетности;
- организация корректировки статистических отчетов при выявлении ошибок при их составлении;
- проверка соблюдения ответственности за сбор, обобщение и своевременность представления форм статистических отчетов;
- организация хранения оригиналов документов по вопросам ведения ведомственной статистической отчетности;
- при использовании в территориальном органе ФССП России и его структурных подразделениях программного комплекса "Судебный пристав" проверка соответствия сведений базы данных программного комплекса данным статистической отчетности.
При проверке организации выездов работников аппарата управления территориального органа ФССП России в структурные подразделения для проверки соблюдения порядка ведения ведомственной статистической отчетности, достоверности представляемых сведений и оказания практической помощи необходимо оценить:
- обоснованность выездов с целью проверки достоверности представляемых статистических данных при планировании деятельности организационно-контрольного и иных профильных подразделений аппарата управления территориального органа ФССП России;
- организацию контроля за устранением недостатков, выявленных в результате проверок достоверности представляемых сведений;
- результативность проведенных проверок по указанным вопросам, их влияние на эффективность деятельности структурных подразделений и аппарата управления территориального органа ФССП России;
- качество подготовки периодических обзоров ошибок, допускаемых структурными подразделениями в процессе сбора и обобщения статистической информации;
- эффективность использования разработанных методических рекомендаций по вопросам организации ведения ведомственной статистической отчетности (в том числе содержащих разъяснения о необходимости закрепления обязанностей в указанной части, об исключении типовых ошибок, о заполнении отдельных позиций форм статистической отчетности), соблюдение порядка их доведения и контроль исполнения указаний;
- организацию проведения учебно-методических семинаров работников структурных подразделений, исполняющих обязанности по сбору, обобщению и представлению статистической информации;
- ведение дисциплинарной практики в отношении лиц, допустивших искажение сведений статистической отчетности, а также эффективность мер, направленных на устранение выявленных недостатков и совершенствование данного вида деятельности;
- уровень и состояние информационно-технологического обеспечения деятельности аппарата и структурных подразделений территориального органа ФССП России, как факторов, оказывающих существенное влияние на обеспечение необходимого уровня достоверности обобщаемых сведений.
Организационно-контрольное управление
И.о. директора |
С.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отдельные работники ФССП России проверяют достоверность статистических данных и изучают состояние первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статотчетности. В целях оказания им практической помощи разработаны методические рекомендации.
Методика не является исчерпывающей. Алгоритм проведения проверок достоверности сведений может быть расширен с учетом специфики исследуемых направлений деятельности.
Так, следует обратить внимание на правильность обобщения статистической информации. Необходимо сверить данные итогового отчета территориального органа ФССП России с суммой данных по структурным подразделениям. Также нужно удостовериться в правильности отражения результатов фактически проделанной работы в документах первичного учета.
Приведены особенности организации исполнительного производства, дознания и административной практики, работы по розыску должников-организаций, имущества должников и др.
Методические рекомендации по организации и проведению проверок достоверности статистических данных и изучению состояния первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статистической отчетности в ФССП России (утв. Федеральной службой судебных приставов 23 декабря 2008 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2009 г., N 1
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи работникам центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов при проведении проверок достоверности статистических данных и изучении состояния первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статистической отчетности в Федеральной службе судебных приставов
Настоящие Методические рекомендации фактически прекратили действие
См. Методические рекомендации по организации и проведению проверок достоверности статистических данных и изучению состояния первичного учета сведений, используемых при формировании ведомственной статистической отчетности в ФССП России, утвержденные Федеральной службой судебных приставов 2 июля 2012 г. N 05-17