Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Примерное положение о центре социального обслуживания
(утв. приказом Минсоцзащиты РФ от 20 июля 1993 г. N 137)
15 февраля 1996 г.
Приказом Минсоцзащиты России от 15 февраля 1996 г. N 44 приложение N 3 к настоящему приложению признано утратившим силу
1. Общие положения
1.1. Центр социального обслуживания 1) является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.
1.3. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами республик в составе Российской Федерации, автономных округов, автономной области, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов и районов на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.
Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской федерации, органы управления социальной защитой населения автономных округов, автономной области, краев, областей, городов и районов осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.
1.5. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп с наименованием Центра.
1.6. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
1.7. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.
Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.
1.8. Штаты персонала Центра и его структурных подразделений утверждаются директором Центра в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами.
1.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями, - директором Центра.
1.10. Преимущественным правом принятия на обслуживание Центром пользуются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, одинокие нетрудоспособные граждане, родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.
Снятие с обслуживания производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, истечению сроков обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушений правил поведения граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями.
Решение о непринятии на обслуживание или снятии с обслуживания может быть обжаловано в комиссию (попечительский совет), создаваемой из представителей территориальных органов социальной защиты населения, государственных, ветеранских, благотворительных, религиозных и иных организаций и объединений и действующей в соответствии с положением, разрабатываемым и утверждаемым вышестоящим органом управления социальной защитой населения.
2. Основные задачи деятельности Центра
2.1. Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.).
2.2. Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке.
2.3. Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления.
2.4. Предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке.
2.5. Анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий.
2.6. Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.
3. Отделение дневного пребывания
3.1. Отделение дневного пребывания 2) предназначается для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни и создается для обслуживания не менее 30 человек.
3.2. В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от своего семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на надомное обслуживание.
3.3. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и т.д.
Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованных помещениях отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания.
Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.
3.4. Обслуживаемые лица могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.
Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.
3.5. Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.
По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.п.). Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение обслуживания и питания пенсионеров и инвалидов в отделении.
4. Отделение социальной помощи на дому
4.1. Отделение социальной помощи на дому 3) создается для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию.
4.2. Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности и возглавляется заведующим отделением, назначенным директором Центра.
4.3. Направлениями деятельности отделения являются:
- выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
- оказание социально-бытовой помощи пенсионерам и инвалидам на дому;
- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
4.4. К основным социально-бытовым услугам, оказываемым отделением, относятся:
- доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
- оплата жилья, коммунальных и других услуг;
- сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
- содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях;
- организация предоставления пенсионерам и инвалидам различных услуг учреждениями и предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений и т.п.;
- содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды, протопка печей;
- помощь в написании писем, оформлении документов, в т.ч. для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
- содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.
4.5. Социально-бытовое обслуживание граждан на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за плату.
Бесплатно обслуживаются:
- одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно от них;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Частично надомные услуги оплачивают:
- одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно от них;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.
Оплата за надомное обслуживание взимается с вышеуказанных категорий граждан в размере 25% с размера надбавки к пенсии на уход.
Оплата социально-бытовых услуг в полном объеме взимается:
- с граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного региона минимального уровня;
- со всех категорий граждан при оказании им социально-бытовых услуг, не входящих в перечень основных, предусмотренных положением об отделении социально-бытового обслуживания на дому.
Плата за надомное обслуживание взимается по прейскуранту стоимости социальных услуг, утверждаемому местными органами самоуправления.
4.6. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с Центром договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.
Договор об условиях оказания надомных услуг и оплата за них может заключаться как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными содержать его по закону, или с каждым из них при оплате на договорных условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счет Центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых ассигнований по бюджету.
4.7. Зачисление на надомное обслуживание производится директором Центра на основании личного заявления, акта материально-бытового обследования, справки о размере получаемой пенсии и медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию на дому.
Противопоказаниями к принятию на надомное обслуживание, подтвержденными заключением медицинского учреждения, являются: наличие у пенсионеров и инвалидов психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, хронических инфекционных и кожных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, включая онкологические, требующих лечения в специализированных стационарных лечебных учреждениях.
4.8. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.
Должность заведующего отделением вводится из расчета одна должность на 60 обслуживаемых, проживающих в сельской местности и городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и на 120 обслуживаемых в городе.
4.9. Обслуживание пенсионеров и инвалидов осуществляется специалистами по социальной работе и социальными работниками, состоящими в штате отделения. С отдельными гражданами могут заключаться индивидуальные договора на обслуживание пенсионеров и инвалидов с оплатой труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
Должности специалиста по социальной работе и социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником не менее 8 пенсионеров и инвалидов, проживающих в городе, и не менее 4 - в сельской местности или в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Зоны обслуживания для специалистов по социальной работе, социальных работников и график работы устанавливаются заведующим отделением с учетом степени и характера нуждаемости пенсионеров и инвалидов в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, но при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже 2 - 3 раз в неделю.
По решению правительств республик в составе Российской Федерации, органов исполнительной власти автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга за счет средств местного бюджета могут вводиться иные нормы нагрузки на социальных работников, отвечающие региональным особенностям и условиям труда.
4.10. Лица, принимаемые на должность специалистов по социальной работе и социальных работников, проходят предварительный медицинский осмотр (флюорографическое обследование, осмотр дерматолога и терапевта) с оформлением допуска к работе. Дальнейший порядок и периодичность медицинских осмотров устанавливается территориальными органами здравоохранения и санэпидслужбы с учетом конкретной эпидемиологической обстановки.
4.11. Специалисты по социальной работе, социальные работники обеспечиваются спецодеждой и специнвентарем, перечень которых и сроки использования согласно типовым нормам (приложение N 3) устанавливаются местными органами социальной защиты населения по согласованию с местной администрацией. Специалистам по социальной работе и социальным работникам вместо спецодежды может выдаваться форменная одежда единого образца.
Специалистам по социальной работе и социальным работникам, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выделяются проездные билеты.
Расходы на обеспечение специалистов по социальной работе и социальных работников спецодеждой, специнвентарем и проездными билетами включаются в смету расходов на содержание отделений социальной помощи на дому.
Специалистам по социальной работе и социальным работникам выдаются удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, связи и другие преимущества, устанавливаемые местной администрацией.
4.12. Для обслуживания на дому пенсионеров вместо затрат, предусмотренных на содержание специальных легковых автомобилей, могут производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных государственных или иных предприятиях.
Работникам отделений, использующим в целях обслуживания пенсионеров и инвалидов личный автотранспорт, выплачивается компенсация в размерах, устанавливаемых местной администрацией.
5. Служба срочной социальной помощи
5.1. Служба срочной социальной помощи 4) предназначается для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
5.2. Служба размещается в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунально-бытового благоустройства, складские помещения, оснащенном не менее чем двумя номерами телефонной связи.
Служба должна располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.
5.3. Основными направлениями деятельности службы являются:
- предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилья;
- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
- оказание экстренной психологической помощи, в том числе по "телефону доверия";
- оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.
5.4. Деятельность службы строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами.
5.5. Службу возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.
Директор Центра, по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения и исполнительной власти, может в пределах фонда заработной платы вводить иные должности в штат Центра и его структурных подразделений отличные от должностей, указанных в Примерном штатном расписании Центра и его структурных подразделений, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из средств местного бюджета.
По решению правительства республик в составе Российской Федерации, органов исполнительной власти, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Центром могут применяться другие организационные формы социально-бытового обслуживания социально незащищенных категорий граждан, в т.ч. в стационарных условиях.
------------------------------------------------------------
1) Далее именуется "Центр".
2) В дальнейшем - "Отделение".
3) Далее - "Отделение".
4) Далее - "Служба".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минсоцзащиты РФ от 20 июля 1993 г. N 137 "Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.