Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.А.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 августа 2015 года гражданское дело по заявлению Сперанского ( / / )11 об оспаривании действий Администрации ( / / ) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
по апелляционной жалобе заявителя Сперанского ( / / )12 на решение Березовского городского суда Свердловской области от ( / / ).
Заслушав доклад председательствующего, представителя заинтересованного лица администрации ( / / ) Колупаевой ( / / )14., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сперанский ( / / )15 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации ( / / ) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что ( / / ) обратился в администрацию ( / / ) с заявлением о принятии на учет в качестве малоимущего гражданина нуждающегося в жилом помещении. Основанием для обращения послужило отсутствие жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. ( / / ) заявителем был получен ответ администрации ( / / ), которым ему отказано в удовлетворении заявления по причине того, что согласно представленным документам размер его среднемесячного совокупного дохода больше установленного порогового значения дохода. С данным ответом администрации ( / / ) Сперанский ( / / )16 не согласился, указывает, что его среднемесячный доход равен нулю и не может быть больше установленного порогового значения дохода.
Заявитель просил признать незаконными действия администрации ( / / ) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать администрацию ( / / ) поставить Сперанского ( / / )17 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением суда в удовлетворении требований Сперанского ( / / )18 отказано.
Не согласившись с таким решением, заявитель, подал апелляционную жалобу, в которой указывает на необоснованность выводов суда, настаивая, что расчет его дохода, сделанный специалистом Администрации ( / / ), не соответствует ни Закону Свердловской области N 96-ОЗ от 22.07.2005 "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области, ни постановлению Главы ( / / ) от 25.09.2008 N 359, на которое в обоснование своей позиции ссылался представитель заинтересованного лица. Полагает, что Администрация ( / / ) должна была руководствоваться Законом Свердловской области N 96 - ОЗ от 22.07.2005.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ( / / ) заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица администрации ( / / ) Колупаева ( / / )19 просила оставить решение суд без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе порядок определении размера дохода одиноко проживающего гражданина установлен Законом Свердловской области от 22.07.2005.
В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ размер дохода одиноко проживающего гражданина определяется как сумма: 1) всех указанных в справках о доходах сумм доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц; 2) всех указанных в копиях налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц сумм облагаемых этим налогом доходов и сумм имущественных налоговых вычетов; 3) всех указанных в копиях налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход налоговых баз по этому налогу; 4) всех указанных в копиях налоговых деклараций по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налоговых баз по этому налогу; 4-1) всех рассчитываемых в порядке, предусмотренном в частях третьей - шестой настоящего пункта, потенциально возможных к получению индивидуальным предпринимателем доходов за каждый из периодов, которые указаны в копиях патентов (квартал, шесть месяцев, девять месяцев или календарный год); 5) всех указанных в копиях налоговых деклараций по единому сельскохозяйственному налогу налоговых баз по этому налогу; 6) всех указанных в справках о пенсиях сумм доходов в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) страховой пенсии; 7) указанной в справке о ежемесячном пожизненном содержании суммы дохода в виде ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье.
В целях определения прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, на постановку на учет как малоимущих, Главой ( / / ) принято постановление от 25.09.2008 N 359 "О порядке установления размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма".
В соответствии с п. 3 вышеуказанного постановления малоимущими могут быть признаны только те граждане, размер дохода и стоимость имущества которых не превышают порогового значения среднемесячного размера совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя (далее - пороговые значения дохода) и порогового значения стоимости имущества, подлежащего налогообложению (далее - порог стоимости имущества), определенного в соответствии с настоящим Порядком.
Как усматривается из материалов дела, ( / / ) Сперанский ( / / )20 обратился в администрацию ( / / ) с заявлением о принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
( / / ) в ответе N администрацией ( / / ) отказано заявителю в признании малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование отказа указано, что согласно представленным документам размер среднемесячного совокупного дохода больше установленного порогового значения дохода, при этом расчета, позволяющего проверить правомерность такого вывода, в ответе не содержится.
Отказывая Сперанскому ( / / )21 в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что оснований не доверять пояснениям специалиста - заведующей жилищным отделом администрации ( / / ) Ереминой ( / / )22., согласно которым расчет среднемесячного размера совокупного дохода заявителя был произведен по формуле, установленной постановлением Главы ( / / ) от ( / / ) N, не имеется, в связи с чем, пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, поскольку судом нарушены правила оценки доказательств, предусмотренные ст. 67 ГПК РФ. В силу указанной правовой нормы результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (п.2). Положив в основу решения вышеуказанные пояснения специалиста Администрации, суд не проверил расчет дохода Сперанского ( / / )23., составленный специалистом Администрацией ( / / ) на предмет соответствия этого расчета требованиям нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, не привел в решении мотивы, по которым посчитал указанный расчет правильным, а доводы заявителя несостоятельными, тем самым нарушил также требования к содержанию решения суда, предусмотренные п. 4 ст. 198 ГПК РФ.
Как предусмотрено п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Главы ( / / ) от ( / / ) N, расчет размера дохода и стоимости имущества производится специалистами администрации ( / / ) на основании представленных гражданами документов для постановки на учет в соответствии с Областными законами от 22.07.2005 N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" и от 22.07.2005 N 97-ОЗ "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области".
Оценивая расчеты среднемесячного совокупного дохода Сперанского ( / / )24., представленные Администрацией ( / / ) в суд первой инстанции и в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии их требованиям ст. 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ, Порядку, утвержденному постановлением Главы ( / / ) от ( / / ) N, поскольку размер среднемесячного совокупного дохода заявителя был определен исходя из стоимости его транспортного средства, между тем, такого способа определения дохода гражданина указанные нормативные акты не предусматривают.
В нарушение правил ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, администрацией ( / / ) не представлено в суд доказательств законности оспариваемого решения.
Таким образом, решение Администрации ( / / ) об отказе Сперанскому ( / / )25 в признании его малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не соответствует закону и нарушает права заявителя, в связи с чем имеется предусмотренная ст. 258 ГПК РФ совокупность условий для признании такого решения незаконным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права (п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Березовского городского суда Свердловской области от ( / / ) отменить, принять новое решение.
Признать незаконным отказ Администрации ( / / ) в признании Сперанского ( / / )26 малоимущим и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, изложенный в письме от ( / / ) N.
Обязать Администрацию ( / / ) устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Захарова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.