Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шурыгиной Л.Г.,
судей
Захаровой О.А.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Департамента лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконным решения Администрации Горноуральского городского округа
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации Горноуральского городского округа
на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 16 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителей заинтересованного лица Администрации Горноуральского городского округа Яговкина А.С., Головкова С.П., представителя заявителя Департамента лесного хозяйства Свердловской области Мальцева А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Горноуральского городского округа, изложенного в письме от 05 ноября 2014 года N 53-04-003770, возложении обязанности на указанное заинтересованное лицо по восстановлению нарушенных прав путем принятия решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545 к категории земель - земли лесного фонда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", с целью приведения сведений государственного кадастра недвижимости в соответствие с фактическим целевым использованием лесного участка, Департаментом лесного хозяйства Свердловской области 27 октября 2014 года в Администрацию Горноуральского городского округа было направлено обращение N 24-08-14-7839 с просьбой о принятии решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545 к категории земель лесного фонда. Ответом Администрации Горноуральского городского округа от 05 ноября 2014 года N 53-04-003770 в удовлетворении просьбы было отказано со ссылкой на то, что в данном случае требуется разрешение вопроса не определения категории земель, а перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую, что допускается в исключительных случаях и производится только органами власти субъектов Российской Федерации. К такому выводу Администрация Горноуральского городского округа пришла исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером 66:19:0000000:545 фактически расположен на территории, которая ранее была предоставлена во владение сельскохозяйственных предприятий из земель категории сельскохозяйственного назначения и для сельскохозяйственного производства, таким образом, категория земельного участка, в отношении которого пришел запрос Департамента лесного хозяйства Свердловской области, уже была определена.
Заявитель не согласен с ответом Администрации Горноуральского городского округа от 05 ноября 2014 года N 53-04-003770, считает, что ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций леса являлись и являются собственностью государства, входят в границы лесного фонда, были предоставлены в пользование в целях обеспечения ведения лесного хозяйства. Утверждает, что исходя из целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545, его категория уже определена как земли лесного фонда, Администрация Горноуральского городского округа должна признать данный факт и принять решение об отнесении земельного участка к категории земель лесного фонда.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 16 марта 2015 года заявленные требования Департамента лесного хозяйства Свердловской области удовлетворены. Решение Администрации Горноуральского городского округа от 05 ноября 2014 года N 53-04-003770 признано незаконным. На Администрацию Горноуральского городского округа возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем принятия решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545 к категории земель лесного фонда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация Горноуральского городского округа просит отменить постановленное по делу решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства Свердловской области просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, как соответствующий действующему законодательству.
В судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержаны представителями заинтересованного лица Администрации Горноуральского городского округа Яговкиным А.С., Головковым С.П. Представителем заявителя Мальцевым А.П. поддержан отзыв на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованных лиц ТУ Росимущества по Свердловской области, Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167 ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (ч. 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно п. 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N 42, если отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (п. 70 указанного Порядка).
Из материалов дела следует, что на земельный лесной участок, площадью 116269 га, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Горноуральский городской округ, ГУ СО "Нижне-Тагильское лесничество", на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 484679).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28 июля 2014 года N Г66/301/14-388354 сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 66:19:0000000:545. Категория земель не установлена.
В этой связи Департамент лесного хозяйства Свердловской области 27 октября 2014 года направил в Администрацию Горноуральского городского округа обращение с просьбой принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545 к категории земель лесного фонда, приложив к обращению: копию свидетельства о государственной регистрации права 66 АГ 484679; описание лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Горноуральского городского округа; копию кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 66:19:0000000:545.
В ответе на указанное обращение (письмо от 05 ноября 2014 года N 53-04-003770) Администрация Горноуральского городского округа сообщила об отсутствии у нее полномочий на принятие решения об отнесении земельного участка к категории земель лесного фонда, так как леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных предприятий, предоставлялись на землях категории сельскохозяйственного назначения и для сельскохозяйственного производства, а перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях и только органами власти субъектов Российской Федерации, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации Горноуральского городского округа отсутствовали основания для отказа в принятии решения об отнесении земельного участка к категории земель лесного фонда.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда постановленным с нарушением норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно частям 1, 2 ст. 3 приведенного Федерального закона, ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Частями 5 и 6 ст. 14 этого же Федерального закона установлено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном земельном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера 66:19:0000000:545 его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", посредством определения координат характерных точек не устанавливались.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:19:0000000:545 в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра.
Вместе с тем из материалов дела следует, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что часть земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545 находится на территории городского округа Нижний Тагил, что подтверждается, в том числе, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2013 года N Ф09-3241/11 по делу N А 60-38296/10, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Восток" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2013 года и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2013 года.
По смыслу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения муниципального образования распространяются в пределах территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 2 Устава Горноуральского городского округа, принятого Решением районного Совета муниципального образования "Пригородный район" от 15 ноября 2001 года N 14/10, городской округ - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (ч. 1). В состав территории Горноуральского городского округа входят: рабочий поселок Горноуральский, поселок Висим, поселок Новоасбест, поселок Синегорский, поселок Черноисточинск, поселок Анатольская, поселок Братчиково, поселок Вилюй, поселок Дальний, поселок Зональный, поселок Лая, поселок Леневка, поселок Молодежный, поселок Монзино, поселок Отрадный, поселок Первомайский, поселок Ряжик, поселок Северка, село Балакино, село Башкарка, село Большие Галашки, село Бродово, село Бызово, село Дрягуново, село Кайгородское, село Краснополье, село Лая, село Малая Лая, село Мокроусское, село Мурзинка, село Николо-Павловское, село Новопаньшино, село Петрокаменское, село Покровское, село Шиловка, село Южаково, деревня Анатольская, деревня Беляковка, деревня Верхняя Алабашка, деревня Дубасова, деревня Зырянка, деревня Кондрашина, деревня Корнилова, деревня Луговая, деревня Маркова, деревня Матвеева, деревня Новая, деревня Новая Башкарка, деревня Реши, деревня Сартакова, деревня Сарапулка, деревня Сизикова, деревня Слудка, деревня Соседкова, деревня Старая Паньшина, деревня Темно-Осинова, деревня Фокинцы, деревня Харенки, деревня Черемшанка, деревня Шмиха (ч. 2).
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления Горноуральского городского округа, в том числе по принятию решений об отнесении земельных участков к той или иной категории земель, могут быть реализованы ими только в пределах вышеперечисленных населенных пунктов.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:19:0000000:545, как единый объект недвижимого имущества, расположен на территориях двух городских округов, что в целом противоречит принципам образования земельных участков, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, Администрация Горноуральского городского округа лишена возможности принять решение об отнесении указанного земельного участка к категории земель лесного фонда, так как при указанных обстоятельствах данный вопрос выходит за переделы ее полномочий.
В этой связи оспариваемый отказ заинтересованного лица является правомерным.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области как отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий полномочия вобласти лесных отношений на территории Свердловской области, не лишен возможности провести мероприятия по образованию из существующего земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:545 самостоятельных земельных участков, в том числе, путем его раздела с соблюдением положений гл. I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и в дальнейшем обратиться в уполномоченные органы с ходатайством о принятии решения об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда.
При этом, поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом того, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекшими принятие незаконного судебного акта, обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Департамента лесного хозяйства Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 16 марта 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Департамента лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконным решения Администрации Горноуральского городского округа - отказать.
Председательствующий
Л.Г. Шурыгина
Судьи
О.А. Захарова
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.