Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.
судей Бартенева Ю.И., Совкича А.П.,
при секретаре Варыпаевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Незнамова П.И. к министерству социального развития Саратовской области о признании незаконными действий ответчика по ненадлежащему обеспечению средствами реабилитации по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 06 мая 2015 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Незнамов П.И. обратился в суд с исковым заявлением к министерству социального развития Саратовской области (далее - министерство социального развития СО) о признании незаконными действий ответчика по ненадлежащему обеспечению средствами реабилитации.
В обоснование требований указал, что является "данные изъяты". Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 22.08.2013 г. ему был бессрочно назначены технические средства реабилитации (ТСР): "данные изъяты".
С 22.08.2013 г. он состоит на учете в "данные изъяты" по обеспечению техническими средствам реабилитации (ТСР): категория "данные изъяты" - регистрационный номер по постановке на учет N от 22.08.2013 г. Истец указывает, что обязанность обеспечивать его техническими средствами реабилитации возложена законодательством на министерство социального развития СО.
С учетом уточнений исковых требований также просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 06.05.2015 г. исковые требования удовлетворены в части признания незаконными действия министерства социального развития СО по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. средствами реабилитации "данные изъяты" за период с 30.01.2015 г. по 24.02.2015 г., взыскания в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 3000 руб. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство социального развития СО просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что министерство социального развития СО осуществляет организацию приобретения технических средств реабилитации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на каждый финансовый год, недостаточность, которых для удовлетворения заявлений граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации, не может быть поставлена в вину министерству. В 2015 г. министерством социального развития СО заключены контракты на поставку технических средств реабилитации, в связи с чем министерство выполняет свои обязательства в полном объеме. Кроме того, полагает, что истец мог воспользоваться альтернативным правом и самостоятельно приобрести необходимые средства реабилитации, с последующей компенсацией расходов.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В п. 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р предусмотрены специальные средства при нарушении функций выделения (моче и калоприемники).
Согласно положениям ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с пп. 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Согласно п. 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Незнамов П.И., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых "данные изъяты", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р. При этом ответчиком в спорный период не была своевременно выполнена обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Незнамов П.И. является "данные изъяты". Индивидуальной программой реабилитации инвалида определена необходимость в обеспечении Незнамова П.И. техническими средствами реабилитации: "данные изъяты".
Также судом установлено, что направление на получение средства реабилитации (подгузники) на 2015 г. от 20.02.2015 г. было выдано истцу лишь 24.02.2015 г.
Истец состоял на учете в "данные изъяты" по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако за период с 30.01.2015 г. по 24.02.2015 г. "данные изъяты" обеспечен не был.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком в период с 30.01.2015 г. по 24.02.2015 г. не была своевременно выполнена обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации "данные изъяты" доказательств обратного ответчиком не представлено, районный суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконными действий ответчика по ненадлежащему обеспечению истца техническими средствами реабилитации "данные изъяты"
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, что истец самостоятельно мог воспользоваться правом на приобретение технических средств реабилитации с последующей компенсацией расходов, правового значения для правильного разрешения спора не имеют, в силу чего подлежат отклонению. Исходя из положений ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", следует, что закон допускает приобретение инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией, однако это является правом, а не обязанностью инвалида. При этом следует учитывать наличие у него такой материальной возможности с учетом стоимости изделия и его необходимого количества.
Доводы жалобы относительно недостаточного объема бюджетных ассигнований, несостоятельны, поскольку освобождение ответчика от исполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 326, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 06 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.