Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Совкича А.П.,
при секретаре Варыпаевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гетманова В.И. к Министерству здравоохранения Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о возмещении затрат на приобретение лекарственных средств, расходов, связанных с приобретением лекарственных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области - Кульвинскас О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гетманов В.И. обратился с иском к Министерству здравоохранения Саратовской области о возмещении затрат на приобретение лекарственных средств, расходов, связанных с приобретением лекарственных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что он страдает "данные изъяты", является нетрудоспособным "данные изъяты", имеет право на бесплатное получение лекарственных средств. МУЗ " "данные изъяты"" ему рекомендовано лечение препаратами "данные изъяты". Курс лечения Гетмановым В.И. был начат 01.11.2013 г., окончание курса - 18.04.2014 г. Однако в указанный период Министерство здравоохранения Саратовской области не обеспечивало его указанными препаратами.
С учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил взыскать затраты на приобретение лекарственных средств в сумме 117428,08 руб. и компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб. В последующем истец изменил свои требования и просил также взыскать дополнительно затраты на приобретение лекарственных средств в сумме 60223,23 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 654,30 руб., транспортные расходы, связанные с приобретением лекарственных препаратов в г. Саратове в сумме 1821 руб.
В качестве соответчика по делу было привлечено Министерство финансов Саратовской области.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02.06.2015 г. исковые требования удовлетворены в части взыскания с Министерства здравоохранения Саратовской области затрат на приобретение лекарственных препаратов в сумме 177651,47 руб., транспортных расходов в сумме 1821 руб.; взыскания с Министерства финансов Саратовской области компенсации морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Саратовской области просит решение отменить в части взыскания затрат на приобретение лекарственных препаратов и транспортных расходов, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что препараты "данные изъяты" не были включены в заявку 2014 г., что и создало условия для невозможности обеспечения Гетманова В.И. указанным препаратом. Судом не был исследован факт обращения за выпиской рецептов Гетманова В.И. в ГУЗ "данные изъяты" В материалах дела не имеется выписанных и необеспеченных рецептов на имя Гетманова В.И. за тот период времени, когда лекарственные препараты приобретались им за собственные средства. Считает, что оснований для возложения ответственности на Министерство здравоохранения Саратовской области не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением правительства Саратовской области от 04.04.2006 г. N 106-П.
В соответствии со ст.ст. 2, 6 Закона Саратовской области от 02.12.1999 г. N 60-ЗСО "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области" бесплатное лекарственное обеспечение оказывается гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной, социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
В силу п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В соответствии с п. 2 ст. 6.2 указанного Закона перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гетманов В.И. является инвалидом второй группы, диагноз: хронический гепатит С. третий генотип, минимальной степени активности; имеет право на предоставление региональной льготы в виде получения лекарственных средств бесплатно.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 14.03.2014 г. на Министерство здравоохранения Саратовской области возложена обязанность обеспечить Гетманова В.И. препаратом "данные изъяты" до окончания курса лечения - 18.04.2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29.05.2014 г. решение Калининского районного суда Саратовской области от 14.03.2014 г. оставлено без изменения, жалоба Министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Однако Министерство здравоохранения Саратовской области указанное решение и в указанные периоды не исполняло и не обеспечивало истца необходимыми лекарственными средствами. В связи с чем истец за период с 12.12.2013 г. по 02.04.2014 г. вынужден был приобрести лекарственные препараты "данные изъяты" за счет собственных средств на общую сумму 177651,47 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о несении истцом расходов в общей сумме 177651,47 руб. на приобретение лекарственных препаратов вследствие неисполнения Министерством здравоохранения Саратовской области решения суда вступившего в законную силу.
Также обоснованно судом удовлетворены требования о возмещении понесенных истцом транспортных расходов в сумме 1821 руб.
При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Не имеет правового значения для разрешения дела ссылка в жалобе на то, что лекарственные препараты "данные изъяты" не были включены в заявку 2014 г. на закупку лекарственных средств.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось Министерство здравоохранения Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.