Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Совкича А.П.,
при секретаре Варыпаевой С.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксаковой Р.И. к военному комиссариату Саратовской области об обязании выдать справку о праве на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца,
по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 мая 2015 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя военного комиссариата Саратовской области Капелина А.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Аксаковой Р.И. и её представителя Реш А.А., возражавших против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аксакова Р.И. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области, в котором с учетом уточнений просила возложить обязанность на военный комиссариат Саратовской области выдать истцу справку о праве на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, но форме N2 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
27.05.2006 года N313.
Требования мотивированы тем, что Аксакова Р.И. является матерью военнослужащего, погибшего в 2001 году при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, и имеет право на получение компенсации на ремонт индивидуального жилого дома, как лицо, находившееся на иждивении погибшего военнослужащего. Аксакова Р.И. обращалась с письменным заявлением в военный комиссариат Саратовской области, где ей было отказано в предоставлении средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома. Считая действия ответчика незаконными, истец обратилась в суд.
Рассмотрев заявление, суд вынес решение, которым постановил:
"Иск удовлетворить.
Возложить на военный комиссариат Саратовской области обязанность выдать справку о праве Аксаковой Р.И., как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств па проведение ремонта части принадлежащего ей дома, по форме согласно приложению N2 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 года N313".
В апелляционной жалобе военный комиссариат Саратовской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ответчик полагает, что истец не имеет права на получение средств из федерального бюджета на проведение ремонта части принадлежащего ей дома, так как на иждивении погибшего военнослужащего не находилась, факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства с погибшим истцом не доказан.
От Аксаковой Р.И. на апелляционную жалобу ответчика поступили возражения, в которых истец критически оценивает доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
В силу ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии со ст.31 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали
какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно чч.1,2 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 года N313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца (далее - Правила).
В силу п.3 Правил к членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - члены семей) относятся:
а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;
б) несовершеннолетние дети;
в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
д) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Согласно п.8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, следующие документы:
а) заявление о выплате средств по форме согласно приложению N 1, 3 или 5;
б) правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) копия технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта либо удаленности местонахождения жилого дома от населенного пункта, где расположены органы технической инвентаризации, - справка органа местного самоуправления с указанием года постройки жилого дома) - может быть представлена по собственной инициативе;
г) справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N2, 4 или 6;
д) документы, удостоверяющие личность членов семьи;
е) для детей-инвалидов в возрасте старше 18 лет - документы, подтверждающие факт установления инвалидности до достижения ими возраста 18 лет;
ж) для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - документы, подтверждающие факт обучения;
з) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме.
Как видно из материалов дела, Аксакова Р.И. является матерью военнослужащего ФИО7, погибшего в 2001 году при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики.
При жизни ФИО7 оказывал матери Аксаковой Р.И. постоянную помощь, которая являлась для неё постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с приказом командующего войсками Краснознаменного Северо-Кавказкого военного округа от 11.10.2001 года N86 на иждивении у старшего лейтенанта ФИО7, погибшего при исполнении обязанностей военной службы находились: жена, дочь, отец и мать Аксакова Р.И.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Аксаковой Р.И. на праве собственности принадлежит часть жилого "адрес".
Аксаковой Р.И. обращалась в военный комиссариат Саратовской области с заявлением о выдаче справки о праве гражданина, как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта.
Письмом военного комиссариата Саратовской области от 23.12.2014 гола Аксаковой Р.И. отказано в удовлетворении заявления, поскольку не представлено документов, подтверждающих факт нахождения Аксаковой Р.И. на иждивении своего сына ФИО7 на момент его смерти.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, в том числе свидетельским показаниям, в соответствии со ст.67 ГПК РФ и с учетом требований закона, правомерно исходил из того, что истец имеет право на получение справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N2, так как Аксакова Р.И. является лицом, находившимся на иждивении погибшего военнослужащего. При этом доказательств обратного ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верно установленных имеющих юридически значимых для дела обстоятельствах и подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленных доказательств, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст.67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.