Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Литвиновой М.В. и Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ершовского района Саратовской области (далее - прокурор) к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ершовскому району Саратовской области (далее - ОМВД РФ по Ершовскому району) в защиту интересов Российской Федерации о признании незаконным отказа во взаимодействии по оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность,
по апелляционной жалобе ОМВД РФ по Ершовскому району на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 23 июня 2015 года, которым заявленные требования удовлетворены, постановлено:
"признать незаконным отказ ОМВД РФ по Ершовскому району во взаимодействии по оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в ходе весеннего призыва 2015 года.
Обязать ОМВД РФ по Ершовскому району осуществлять взаимодействие с отделом военного комиссариата Саратовской области по Ершовскому району (далее - отдел ВКСО по Ершовскому району) по персональным обращениям начальника отдела ВКСО по Ершовскому району, в случае их направления, оповещать и осуществлять розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность в ходе весеннего призыва 2015 года",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя ОМВД по Ершовскому району Кушнаревой И.Н. по доверенности от "дата", поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ ОМВД РФ по Ершовскому району во взаимодействии с военкоматом по оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность в ходе весеннего призыва 2015 года, и возложить на ОМВД РФ по Ершовскому району обязанность осуществлять взаимодействие с отделом ВКСО по Ершовскому району по персональным обращениям его начальника, в случае их направления, оповещать и осуществлять розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность в ходе весеннего призыва 2015 года. В обоснование требований указал, что во исполнение требований действующего законодательства "дата" в адрес начальника ОМВД РФ по Ершовскому району для согласования был направлен проект Плана взаимодействия отдела ВКСО по Ершовскому району и ОМВД РФ по Ершовскому району, отделением Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в городе Ершове (далее - ОУФМС России в городе Ершове) по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, на 2015 год, п. 4 которого предусмотрено принятии ведомствами мер по установлению фактического местонахождения граждан по обращению отдела ВКСО по Ершовскому району. Указанный План взаимодействия между ведомствами был согласован. Вместе с тем, как следует из письма заместителя начальника ОМВД РФ по Ершовскому району
N от "дата", начальнику отдела ВКСО по Ершовскому району отказано во взаимодействии по вопросам вручения повесток для явки лицам, подлежащим вызову в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечения их прибытия на указанные мероприятия, а также по вопросам розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинских обязанностей.
С данным отказом прокурор не согласился, полагал его незаконным, поскольку обязанность по оповещению и розыску лиц, уклоняющихся от призывных мероприятий, законом возложена на органы внутренних дел.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ОМВД РФ по Ершовскому району просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что обязанность по вручению повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и по обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, не соответствует назначению и основным направлениям деятельности полиции и Федеральным законом "О полиции" не предусмотрена. Выполнение такой обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления. Осуществление сотрудниками полиции мероприятий по розыску и доставлению лиц, уклоняющихся от воинского учета, возможно только в рамках возбужденного уголовного дела либо дела об административном правонарушении.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ершовского района Саратовской области, Спиридонов Е.Ю., участвовавший рассмотрении дела в суде первой инстанции, полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ОМВД РФ по Ершовскому району - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу ст.ст. 45, 255, 258 ГПК РФ и ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года
N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" прокурору предоставлено право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту интересов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ
"О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона N 3-ФЗ полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка.
В силу подп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 01 марта 2011 года N 250 "Вопросы организации полиции" на полицию, в состав которой входят подразделения, организации и службы, возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Статьей 4 Закона N 53-ФЗ установлены обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в частности, согласно п. 3 данной статьи органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен Инструкцией "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденной
Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197
от 10 сентября 2007 года (далее - Инструкция), в соответствии с п. 2 которой военные комиссары субъектов Российской Федерации, министры внутренних дел, начальники главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации в работе по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу: а) организуют взаимодействие военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации; б) разрабатывают
(до 20 января) и реализуют ежегодные планы взаимодействия; в) проводят ежемесячно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу совместные совещания; г) подводят два раза в год
(в январе и июле) итоги совместной работы с составлением соответствующих протоколов, анализируют выявленные недостатки и принимают меры по их устранению.
Подпунктами "ж" и "з" п. 4 Инструкции предусмотрено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения; осуществляют в установленном порядке учет направленных в горрайорганы внутренних дел письменных обращений и результатов их рассмотрения.
Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия; направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подп. "а" и "б" п. 5 Инструкции).
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, "дата" между отделом ВКСО по Ершовскому району, ОМВД РФ по Ершовскому району и ОУФМС России в городе Ершове согласован План совместных мероприятий по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу в Ершовском муниципальном районе Саратовской области, на 2015 год. Пунктом 4 указанного Плана предусмотрено принятие ведомствами необходимых мер по установлению фактического местонахождения граждан по обращениям отдела военного комиссариата (л.д. 17-19).
Из письма начальника отдела ВКСО по Ершовскому району N
от "дата" следует, что в рамках весеннего призыва 2015 года подлежало вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, 214 человек.
"дата" в органы внутренних дел направлено 21 персональное обращение на установление местонахождения граждан (розыск), из них 13 человек убывших без снятия с воинского учета (л.д. 8).
В соответствии с письмом заместителя начальника ОМВД РФ по Ершовскому району от "дата" N все обращения начальника отдела ВКСО по Ершовскому району об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможности вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и об обеспечении его прибытия на указанные мероприятия были возвращены без исполнения на том основании, что обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, Законом N 3-ФЗ на полицию не возложена (л.д. 21-23).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, обоснованно исходил из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом -
Закон N 3-ФЗ, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Обязанность полиции по выполнению требований законодательства, регламентирующего вопросы воинской обязанности и военной службы, в частности, по осуществлению розыска граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, вручению повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом, предусмотрена положениями Закона N 53-ФЗ, в который изменения в связи с принятием Закона N 3-ФЗ не вносились, Указом Президента РФ N 250
от 01 марта 2011 года "Вопросы организации полиции", а также Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10 сентября 2007 года, также являющегося действующим.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.
Данный вывод правильно основан на установленных по делу обстоятельствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на определения Конституционного Суда РФ
от 05 октября 2000 года N 199-О и от 29 июня 2004 года N 13-П по мотиву
коллизии норм не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку Законы N 3-ФЗ и N 53-ФЗ являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Положения Закона N 53-ФЗ и подзаконных правовых актов, которые применены судом первой инстанции при разрешении спора, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 3 Закона N 3-ФЗ.
Другие доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ОМВД РФ по Ершовскому району в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на заявленные требования, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда Саратовской области
от 23 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ершовскому району Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.