Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Булатовой Т.И., Русиновой А.В.
с участием прокурора Волковой А.Г.
при секретаре Батраковой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - КРОФСС РФ на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 13 мая 2015 года
по иску прокурора г. Белово в интересах ребенка-инвалида З.В к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Белово в интересах ребенка-инвалида З.В обратился в суд с иском к ГУ КРОФСС РФ о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что З.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от 10.02.2015 года ребенок-инвалид З.В нуждается в предоставлении технических средств реабилитации: опоре для сидения детей-инвалидов (сиденье с ортопедической укладкой, съемный столик с подголовником, подножка с регулируемым углом наклона и фиксатором стоп, фиксация грудной части тела с креплением абдуктор, система ремней разводящих бедра), кресле-коляске с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе для детей-инвалидов.
Однако, в ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" ГУ-КРОФСС РФ не выполняет свою обязанность по обеспечению несовершеннолетней З.В указанными техническими средствами реабилитации.
Просил обязать ГУ-КРОФСС РФ предоставить ребенку-инвалиду З.В указанные технические средства реабилитации.
В ходе разбирательства дела законный представитель несовершеннолетней З.В - З.Я. заявила отказ от требования о предоставлении опоры для сидения детей-инвалидов (л.д.47).
Определением суда от 13 мая 2015 года производство по делу в части понуждения ГУ-КРОФСС РФ к предоставлению З.В опоры для сидения детей-инвалидов прекращено в связи с принятием отказа от данного иска (л.д.39-45).
В судебном заседании прокурор Халекова О.А., законный представитель несовершеннолетней З.В - З.Я. поддержали требование о понуждении ГУ-КРОФСС РФ к предоставлению З.В технического средства реабилитации - кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП, в том числе для детей-инвалидов.
Представитель ответчика ГУ-КРОФСС РФ Прошина О.Н. иск не признала.
Решением суда от 13 мая 2015 года постановлено: обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить З.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническое средство реабилитации - "кресло-коляску с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов".
Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ГУ КРОФСС РФ просит решение суда отменить, указывая на то, что суд не учел, что обязанность Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации ограничена рамками финансирования соответствующих расходов из федерального бюджета. Законодательством РФ определена возможность самостоятельного приобретения гражданином льготной категории либо его представителем необходимых технических средств реабилитации с дальнейшей компенсацией понесенных расходов в установленном законодательством порядке.
В настоящее время З.В состоит на учете в филиале N 2 ГУ-КРОФСС РФ по обеспечению техническим средством реабилитации согласно заявления З.Я. от 12.02.2015 года. Индивидуальной программой реабилитации З.В N 141 от 10.02.2015 года срок обеспечения ТСР установлен с 10.02.2015 года по 01.03.2017 года, следовательно, обращения прокурора с иском в защиту интересов З.В преждевременно и противоречит действующему законодательству.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения прокурором г. Белово.
Законный представитель несовершеннолетней З.В - З.Я., представитель ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав прокурора Волкову А.Г., поддержавшую доводы возражений относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации: кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные (пункт 7).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Судом установлено, что З.В, 14.03.2013 года рождения является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 01.03.2017 года (л.д.10).
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида N 141 от 10.02.2015 года З.В нуждается в кресле-коляске с ручным приводом для больных ДЦП, прогулочной, в том числе для детей-инвалидов. Срок проведения реабилитационных мероприятий определен с 10.02.2015 года до 01.03.2017 года, исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является филиал N 2 ГУ-КРОФСС РФ (л.д.11-14).
Из уведомления N 162 от 12 февраля 2015 года следует, что З.В поставлена на учет по обеспечению креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП, прогулочной (л.д.17).
Однако до настоящего времени З.В не обеспечена указанным техническим средством.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что З.В, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, и несоблюдение ГУ-КРОФСС РФ требований федерального законодательства по предоставлению таких технических средств реабилитации нарушает права З.В.
Принимая во внимание, что З.В состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации и ответчиком не оспаривается ее право на получение технического средства реабилитации (кресла-коляски с ручным приводом (прогулочной), предусмотренного пунктом 7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технического средства реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.
Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не исполнил обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по предоставлению З.В технического средства реабилитации (кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП, в том числе для детей-инвалидов) независимо от наличия или отсутствия финансирования таких расходов является правомерным и в связи с изложенным довод апелляционной жалобы об отсутствии федерального финансирования на приобретение технических средств реабилитации не может быть принят во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что закон допускает возможность приобретения инвалидом или его представителем соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией понесенных расходов не могут быть приняты во внимание, поскольку это является правом, а не обязанностью инвалида, у которого, как правило, отсутствует наличие такой материальной возможности с учетом стоимости изделия. Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на ответчика за счет средств федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что индивидуальной программой реабилитации N 141 от 10.02.2015 года срок обеспечения З.В техническими средствами реабилитации установлен с 10.02.2015 года по 01.03.2017 года, следовательно, обращения прокурора с иском в защиту интересов З.В преждевременно и противоречит действующему законодательству, нельзя признать состоятельными, поскольку указанный срок определяет период, в течение которого З.В вправе пользоваться техническим средством реабилитации, а не срок предоставления соответствующего технического средства.
В соответствии с п.п. 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Из дела видно, что заявление об обеспечении З.В техническими средствами реабилитации подано ее представителем в филиал N 2 Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 12.02.2015 года (л.д.15), с этой же даты - 12.02.2015 года З.В поставлена на учет в филиале N 2 Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП, прогулочной (л.д.16), соответственно, право на получение данного технического средства реабилитации у нее возникло с 12.02.2015 года.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа прокурору в иске, заявленном в интересах инвалида З.В.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, по существу сводятся к иному толкованию закона и переоценке доказательств. Само по себе иное толкование положений действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Т.И. Булатова
А.В. Русинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.