Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 августа 2015 г. по делу N 33-1586/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Санникова АБ., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Федотове Е.А.,
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 8 мая 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Гусака Р.Я. об оспаривании решения заместителя начальника отдела (г. "адрес" Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) об отказе в принятии заявителя и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Гусаку Р.Я. отказано в принятии составом семьи "данные изъяты" человека ( "данные изъяты") на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что ранее заявитель и члены его прежней семьи "данные изъяты") были обеспечены от Министерства обороны "адрес" жилым помещением в г. "адрес" Республики "адрес" которое Гусак Р.Я. "данные изъяты" в ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты".
Гусак Р.Я. обратился в суд с заявлением, в котором оспорил данное решение и просил обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения принять его и членов его новой семьи на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гусак Р.Я. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. Автор жалобы утверждает, что общая продолжительность его военной службы, с учетом службы в Вооружённых Силах "адрес", составляет свыше "данные изъяты" лет, в связи с принятием Республики "адрес" и г. "адрес" "данные изъяты" на него распространяются все социальные гарантии, установленные для военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, и он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Также заявитель обращает внимание на то, что приведенные в решении суда основания отказа в принятии его на жилищный учет в решении заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения не указаны, в связи с чем суд вышел за рамки предмета спора, сославшись на новые основания для отказа в удовлетворении его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления Гусака Р.Я., гарнизонный военный суд исходил из того, что заявитель относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а потому вопрос о принятии его на учет в целях обеспечения жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, может быть решен лишь при увольнении его с военной службы. Также суд счел установленным, что поскольку Гусак Р.Я. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ г., общая продолжительность его военной службы составляет менее "данные изъяты" лет, и он не имеет права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Однако такие выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, Гусак Р.Я. с ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу в Вооружённых Силах "адрес" и составом семьи "данные изъяты" человека проживал в "данные изъяты" квартире площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной в г. "адрес" Республики "адрес".
После "данные изъяты" в ДД.ММ.ГГГГ. Гусак Р.Я. оставил указанную квартиру, полученную от Министерства обороны "адрес", "данные изъяты".
В ДД.ММ.ГГГГ г. Гусак Р.Я. зарегистрировал новый брак и в ДД.ММ.ГГГГ г. у него "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ. Гусак Р.Я. заключил контракт о прохождении военной службы в составе Вооружённых Сил Российской Федерации и приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N с указанной даты зачислен в списки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и назначен на воинскую должность "данные изъяты") "адрес" флота.
После сокращения названной воинской должности Гусак Р.Я. в ДД.ММ.ГГГГ г. был зачислен в распоряжение командира войсковой части N и ввиду отсутствия равных должностей изъявил желание быть уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
ДД.ММ.ГГГГ. Гусак Р.Я. представлен командиром войсковой части N к увольнению с военной службы по названному основанию.
Из копии оспариваемого решения заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения следует, что Гусаку Р.Я. и членам его семьи отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что в период прохождения военной службы заявитель был обеспечен от Министерства обороны "адрес" жилым помещением, которым в ДД.ММ.ГГГГ. распорядился по своему усмотрению, "данные изъяты". При этом в решении содержатся ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пп. N, N "данные изъяты" "данные изъяты", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Между тем в названном решении не указано, как влияет то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Гусак Р.Я., имея украинское гражданство и проходя военную службу в Вооруженных Силах "адрес", был обеспечен жилым помещением из жилищного фонда этого государства и в последующем распорядился им по своему усмотрению, на решение вопроса о принятии его и членов его новой семьи на жилищный учет в связи с поступлением на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
В правовых нормах, на которые сделана ссылка в оспариваемом решении заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения, такого обоснования отказа в принятии на жилищный учет, как обеспечение ранее жильем в другом государстве, не содержится.
Что касается основания отказа, приведенного в решении суда, то оно в оспариваемом решении заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения не указано и им не рассматривалось, а потому приводить его правовой анализ у гарнизонного военного суда процессуальных оснований не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявление Гусака Р.Я. - частичному удовлетворению.
Вопросы принятия на жилищный учет отнесены к компетенции территориальных подразделений уполномоченной организации Министерства обороны Российской Федерации, и суд не вправе подменять данный орган. Поэтому требование Гусака Р.Я. о возложении на начальника отдела управления жилищного обеспечения обязанности по принятию его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 8 мая 2015 г. по заявлению Гусака Р.Я. в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Гусака Р.Я. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение заместителя начальника отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N об отказе в принятии Гусака Р.Я. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать начальника отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Гусака Р.Я. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении требования Гусака Р.Я. о возложении на начальника отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по принятию его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.