25 февраля 1996 г. состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области.
По Тотемскому избирательному округу N 13 депутатом избран Громов - глава местного самоуправления Тотемского района.
Постановлением избирательной комиссии Вологодской области (п. 2) от 5 марта 1996 г. ему отказано в регистрации и выдаче удостоверения об избрании депутатом Законодательного Собрания Вологодской области по тем мотивам, что он не сложил полномочий государственного служащего.
Прокурор Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным названного пункта постановления, ссылаясь на то, что избирательной комиссии не предоставлено право принимать решение об отказе в регистрации депутатов в случае непредставления в комиссию документов, подтверждающих сложение им своих полномочий по месту работы.
Как указал прокурор, отказ Громову в регистрации и выдаче удостоверения об избрании его депутатом Законодательного Собрания области нарушает его избирательные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
См. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Решением Вологодского областного суда в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном протесте прокурор просил решение суда отменить.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 1996 г. решение суда отменила и приняла новое решение об удовлетворении заявления прокурора, указав следующее.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что, согласно ст. 15 Закона Вологодской области от 26 декабря 1995 г. "О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления области", избирательная комиссия Вологодской области при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и губернатора области обеспечивает единообразное применение действующего законодательства о выборах.
В ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что лица, осуществляющие службу на должности в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Правовая регламентация муниципальной службы определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и Федеральным законом.
В ст. 60 этого же Закона предусмотрено, что впредь до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих.
В п. 2 ст. 11 Федерального закона от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" содержится запрет государственному служащему быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как указал суд, Громов является главой администрации Тотемского района, поэтому в отношении него действуют перечисленные ограничения.
1 марта 1996 г. избирательной комиссией Вологодской области Громову был предоставлен срок для решения вопроса о сложении полномочий главы администрации до 5 марта 1996 г. Поскольку в установленный срок Громов не представил в избирательную комиссию документов, подтверждающих сложение им своих полномочий по месту работы, то, по мнению суда, избирательная комиссия обоснованно отказала ему в регистрации депутатом Законодательного Собрания Вологодской области и в выдаче удостоверения об избрании депутатом.
С выводом суда согласиться нельзя, так как он сделан без учета норм материального права.
В ст. 15 Закона Вологодской области "О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления области", определяющей полномочия избирательной комиссии области, так же, как и в ст. 47 об условиях регистрации избранных лиц, нет указаний относительно прав комиссии об отказе в регистрации депутатом по основаниям, названным в постановлении избирательной комиссии от 5 марта 1996 г.
В ст. 47 областного Закона предусмотрено, что кандидат, избранный в органы местного самоуправления, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с его статусом выборного лица местного самоуправления.
Из дела видно, что Громов избран депутатом представительного органа власти субъекта Федерации, а не местного самоуправления, и в Законе области не содержится указаний о процедуре сложения полномочий депутатом субъекта Федерации, которая предусмотрена для лиц, избранных в органы местного самоуправления.
В силу ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", на который суд сослался в решении, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом, является основанием для прекращения государственной службы.
В Законе Вологодской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области" определено, что полномочия депутата начинаются со дня его избрания депутатом и заканчиваются в день выборов депутатов нового созыва.
Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 45 областного Закона "О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления области").
Таким образом, Громов как лицо, избранное по результатам голосования, обладает полномочиями депутата. В федеральном законодательстве так же, как и в названных Законах области, не содержится оснований для прекращения полномочий депутата по мотивам несоблюдения ограничений, установленных для государственных служащих.
При таких обстоятельствах областная избирательная комиссия неправомерно отказала Громову в регистрации депутатом и выдаче удостоверения об избрании депутатом.
Поскольку обстоятельства дела судом исследованы полно, но неправильно применены нормы материального права, Судебная коллегия приняла новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 26 апреля 1996 г. "Полномочия депутата не могут быть прекращены по мотивам несоблюдения ограничений, установленных для государственных служащих" (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1996 г., N 9