Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Харламовой О.А.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 17 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе Фахрутдинова Р.М. на решение Центрального районного суда г. Омска от 07 мая 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Фахрутдинова Р. М. о признании незаконными действий должностного лица Прокуратуры Омской области, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Фахрутдинова Р.М. и представителя прокуратуры Омской области Грицикова К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фахрутдинов Р.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица прокуратуры Омской области, ссылаясь на то, что 03.03.2015 он обратился с жалобой на бездействие сотрудников Отделения " ... " фонда РФ по Омской области в прокуратуру Омской области, в которой просил провести проверку по факту бездействия и присвоения денежных средств сотрудниками " ... " фонда. Однако его жалоба была направлена для рассмотрения в Отделение " ... " по Омской области.
Считает, что действиями старшего помощника прокурора Омской области " ... " по направлению его жалобы на рассмотрение в " ... " фонд, нарушены его права и законные интересы.
Просил признать незаконными действия старшего помощника прокурора Омской области " ... " по рассмотрению обращений и приему граждан.
Фахрутдинов Р.М. в судебном заседании участия не принимал.
В судебном заседании представители прокуратуры Омской области Грициков К.А. и Отделения " ... " фонда России по Омской области Диденко С.Г. заявленные требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Фахрутдинов Р.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что приводились им и в обоснование поданного заявления. Судом не было обеспечено его участие в судебном заседании, чем нарушено его право на защиту.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст.ст.254 и 255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы или созданы препятствия для осуществления их прав и свобод.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с частью 6 ст.8 указанного Федерального закона запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Аналогичная норма содержится в п.5 ст.10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
Пункты 4 и 5 ч.1 ст.10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона либо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно ст.10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
Согласно ч.2 ст.26 указанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45, в соответствии с п.3.1 которой обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения может быть принято, в том числе, решение о направлении обращения в другие органы.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем (п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ).
Из материалов дела следует, что 16.03.2015 в прокуратуре Омской области было зарегистрировано обращение Фахрутдинова Р.М., датированное 02.03.2015, в котором он просил провести проверку по факту нарушения Отделением " ... " фонда РФ по Омской области его права на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязать сотрудников СУ СК России по Омской области провести процессуальную проверку в отношении " ... " фонда и принять меры прокурорского реагирования (л.д. " ... ").
19.03.2015 прокуратура Омской области после предварительного рассмотрения указанного обращения Фахрутдинова Р.М. направила ее для рассмотрения по существу в адрес Управления " ... " фонда РФ по Омской области, о чем письменно был уведомлен Фахрутдинов Р.М. В указанном сопроводительном письме старший помощник прокурора Омской области по рассмотрению обращений и приему граждан " ... " просила сообщить заявителю о результатах проверки и принятом решении (л.д. " ... ").
Факт получения указанного письма о перенаправлении его обращения Фахрутдиновым Р.М. не оспаривается.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением Фахрутдинов Р.М. ссылался на то, что его жалоба от 02.03.2015 подлежала рассмотрению по существу, в связи с чем полагал, что действия старшего помощника прокурора Омской области по рассмотрению обращений и приему граждан " ... " по направлению его обращения на рассмотрение в Управление " ... " фонда РФ по Омской области являются незаконными.
Согласно требованиям ФЗ "О прокуратуре" прокурорские проверки проводятся при наличии информации о нарушениях, требующих принятия мер прокурором. При этом прокуратура наделена правом самостоятельно решать вопрос о необходимости проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.
Учитывая предмет прокурорского надзора и принимая во внимание существо обращения Фахрутдинова Р.М. от 02.03.2015, которое сводится к несогласию с неназначением ему пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что обращение Фахрутдинова Р.М. правомерно направлено по принадлежности в компетентный орган, о чем заявитель своевременно извещен письмом от 19.03.2015 старшего помощника прокурора Омской области по рассмотрению обращений и приему граждан.
В своем обращении Фахрутдинов Р.М. какое-либо решение или действия конкретных должностных лиц " ... " фонда не обжаловал.
При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что должностным лицом прокуратуры Омской области не было допущено неправомерных действий, нарушающих права Фахрутдинова Р.М., поскольку направление обращения по принадлежности в другой орган с одновременным извещением об этом заявителя его права и законные интересы не нарушает, препятствий к их осуществлению не создает.
23.03.2015 из прокуратуры Омской области в Отделение " ... " фонда РФ по Омской области поступило обращение Фахрутдинова Р.М. по вопросу пенсионного обеспечения (л.д. " ... ").
Согласно п.1 ст.10, п.2 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, которая осуществляется в течение трех дней с момента поступления обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
15.04.2015 " ... " г.Омска рассмотрено обращение Фахрутдинова Р.М., поступившее из прокуратуры Омской области, о чем 20.04.2015 заявителю направлен письменный ответ (л.д. " ... ").
Таким образом, обращение заявителя было рассмотрено в установленный законом срок в пределах полномочий, предоставленных законом, и уполномоченным лицом Фахрутдинову Р.М. был дан мотивированный ответ.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы Фахрутдинова Р.М. о том, что суд не обеспечил его участие в судебном заседании, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает этапирование в суд осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, для проведения процесса по гражданскому делу. Все доводы Фахрутдинова Р.М. были проверены районным судом и им дана надлежащая оценка, с которой у судебной коллегии нет оснований не согласиться.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фахрутдинова Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.