Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чукреевой Н.В.,
судей областного суда Егоровой К.В., Оганесян Л.С.
при секретаре Шульгиной А.А.
рассмотрела в судебном заседании 22 июля 2015 года
дело по апелляционной жалобе Шариповой М.Ш. на решение Кировского районного суда г.Омска от 19 мая 2015 года, которым постановлено:
" Шариповой М. Ш. в удовлетворении заявленных к Муниципальному образованию городской округ город Омск, Администрации г. Омска, Муратовой Г. Ф., Муратову Р. Р. исковых требований о признании договора социального найма расторгнутым, возложении обязанности заключить договор социального найма в отношении жилых комнат площадью 9,6 и 6,7 кв.м. в квартире N " ... " дома " ... " по ул. " ... " в г. Омске отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипова М.Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ город Омск, Администрации г. Омска, Муратовой Г.Ф., Муратову Р.Р. о признании договора социального найма расторгнутым, возложении обязанности заключить договор социального найма в отношении жилых комнат.
В обоснование заявленных требований указала, что она, ее дочь Муратова Г.Ф., внук Муратов Р.Р. проживают по договору социального найма в пятикомнатной квартире N " ... " дома N " ... " по ул. " ... " в г. Омске. Заочным решением суда от 25.12.2003 определен порядок пользования жилыми помещениями вышеуказанной квартиры с закреплением за ней двух смежных комнат площадью 9,6 кв.м. и 6,7 кв.м., а за Муратовой Г.Ф. и Муратовым Р.Р. - двух смежных комнат площадью 8,3 кв.м. и 8,0 кв.м. с разделением лицевого финансового счета для оплаты коммунальных услуг. За ее умершим супругом Шариповым Ф.Н. была закреплена изолированная комната площадью 8,5 кв.м., которой в настоящее время пользуется истец. Полагает возможным заключить отдельный договор социального найма на закрепленные за ней комнаты, что не нарушает прав ответчиков, поскольку жилая площадь находящихся в их пользовании трех комнат примерно равна 2/3 жилой площади всей квартиры. ЖК РФ позволяет заключить договор социального найма на часть квартиры, которой являются отдельные изолированные комнаты.
Просила признать договор N 1542/09 от 25 марта 2009 года социального найма жилого помещения расторгнутым, признать за ней право на заключение договора социального найма в отношении жилых комнат, обязать ответчика заключить с ней договор социального найма в отношении жилых комнат, взыскать солидарно с ответчиков судебные расходы в размере " ... ".
В судебном заседании истец Шарипова М.Ш. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Муратов Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал.
Ответчик Муратова Г.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что предложенный истцом вариант раздела квартиры нарушает их имущественные права, поскольку на их долю приходится меньше площади.
Представители Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Администрация г. Омска, муниципального образования городской округ город Омск в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шарипова М.Ш. просит решение отменить. Указывает, что комнатой, ранее закрепленной за ее умершим супругом, пользуются ответчики. В случае заключения нового договора социального найма ответчики получат три комнаты. Договор подлежит изменению в связи с изменением состава семьи. Ссылается на неприязненные отношения между ней и ответчиками.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Шарипову М.Ш., поддержавшую доводы жалобы, Муратову Г.Ф., Муратова Р.Р., согласившихся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим Кодексом.
Частью 1 ст. 62 ЖК РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно части 6 статьи 57 ЖК РФ комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 данного Кодекса, регулирующей отношения по предоставлению освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела, 25.03.2009 между Муниципальным образованием городской округ город Омск (наймодатель) и Шариповой М.Ш. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 1542/09, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 5 комнат, общей площадью 58,1 кв.м., жилой площадью 41,1 кв.м. по адресу: г. Омск, " ... " для проживания в нем.
Договором предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены ее семьи - Муратова Г.Ф. (дочь), Муратов Р.Р. (внук).
Заочным решением Кировского районного суда г. Омска от 25.12.2003 определен порядок пользования жилыми помещениями после перепланировки из трех комнат в квартире " ... " дома 5 по улице " ... " в городе Омске без изменения договора найма, за Шариповой М.Ш. закреплены в пользование две смежные комнаты площадью 9,6 кв.м. и 6,7 кв.м., за Муратовой Г.Ф. и Муратовым Р.Р. две смежные жилые комнаты площадью 8,3 кв.м. и 8,0 кв.м. с разделением лицевого финансового счета для оплаты коммунальных услуг.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Шарипова М.Ш. указала, что ответчики в настоящее время членами ее семьи не являются, совместное с ней хозяйство стороны не ведут, в связи с чем полагала возможным расторгнуть договор социального найма жилого помещения от 25.03.2009 и заключить отдельный договор социального найма в отношении закрепленных за ней жилых комнат.
Разрешая указанные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Спорная квартира коммунальной не является, поэтому не имеется предусмотренных в ч. 6 ст. 57 ЖК РФ оснований для заключения с истицей отдельного договора социального найма на комнаты в порядке, предусмотренном в ч. 4 ст. 59 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 30, 31 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", действующим законодательством заключение отдельного договора социального найма с бывшим членом семьи нанимателя не предусмотрено.
Ссылка истца на то, что в квартире фактически проживают две семьи, не дает оснований рассматривать спорную квартиру в качестве коммунальной.
В случае несогласия с существующим порядком пользования жилым помещением, истец вправе обратиться в суд с иском об изменении установленного судом порядка пользования спорной квартирой (ст.247 ГК РФ).
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Омска от 19 мая 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Шариповой М.Ш. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.