Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Емельяновой Е.В.,Кутыревой О.М.,
прокурора Песковой В.Г.,
при секретаре Жуковской Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании 23.07.2015 дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Бабиной Н. А. на решение Одесского районного суда Омской области от 21.05.2015, которым постановлено:
"Заявленные требования прокурора " ... " Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и обязывании устранить выявленные нарушения законодательства удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие администрации Одесского сельского поселения по непринятию мер к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в " ... ", Кирова, Степная, Советская, Ленина, Парковая, незаконным.
Обязать администрацию Одесского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства путём проведения ремонта автомобильных дорог по " ... " в районе домов NN 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, по " ... " в районе домов NN 68, 69, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 86, по " ... " в районе домов NN 4, 5, 8, 12, 14, 22, 26, 28, 32, 34, 40, по " ... " в районе домов NN 5, 15, 21, 24, 30, 56, 106, 116, по " ... " в районе домов NN 1, 2, 3, 4, в " ... " Омской области в соответствии с требованиями пп.3.1.1 - 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также проведения работ по укладке асфальтобетонного покрытия на участке дороги по " ... " и подъездных путях к домам NN 26,28 по " ... " в " ... " Омской области".
Заслушав доклад судьи Емельяновой Е.В., судебная коллегия Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
" ... " Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и возложении обязанности устранить выявленные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки, проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России "Одесский", было установлено, что асфальтобетонное дорожное покрытие дорог по " ... " в районе домов N 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, по " ... " в районе домов N 68, 69, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 86, по " ... " а районе домов N 4, 5, 8, 12, 14, 22, 26, 28, 32, 34, 40, по " ... " в районе домов N 5, 15, 21, 24, 30, 56, 106, 116, по " ... " в районе домов N 1, 2, 3, 4, в " ... " Омской области имеет повреждения в виде ям, выбоин и просадок.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие Администрации Одесского сельского поселения по непринятию мер к содержанию и ремонту автомобильной дороги общего пользования, расположенных в " ... ", обязать Администрацию Одесского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства путем проведения ремонта указанных автомобильных дорог.
В судебном заседании помощник прокурора Кобец С.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, а также представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России по " ... ", Администрации Одесского муниципального района Омской в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Бабина Н.А. указывает, что судом необоснованно не принято во внимание, что " ... " между Администрацией Одесского муниципального района Омской области и ответчиком заключено соглашение о передаче осуществления полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Одесского сельского поселения. Передача полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Одесского муниципального района Омской области в бюджет Одесского сельского поселения. Выделенная сумма межбюджетных трансфертов на 2015 год для Одесского сельского поселения в большей степени потрачена на осуществление работ по очистке дорог в зимнее время. Недостаточность финансирования сельского поселения не позволяет осуществить ремонт дорог.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор " ... " Омской области полагает постановленное решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Песковой В.Г., находившей решение суда законным и обоснованным, оценив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении решения судом первой инстанции допущено не было.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 3 Федерального закона от " ... " N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Как следует из ч.8 ст.6 Федерального закона N257-ФЗ от " ... " "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В п. 6 ст. 13 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу положений ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
При этом под содержанием автомобильной дороги названый закон предполагает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 указанного Закона).
По правилам ч. 1 ст. 18 указанного закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от " ... " N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1).
Пунктом 3.1.2 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. (п. 3.2.1).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой " ... " Омской области совместно с ОГИБДД ОМВД России "Одесский" проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Одесского сельского поселения и администрации Одесского муниципального района от 29.04.2015, установлено, что асфальтовое покрытие по " ... " в районе домов N 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, по " ... " в районе домов N 68, 69, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 86, по " ... " а районе домов N 4, 5, 8, 12, 14, 22, 26, 28, 32, 34, 40, по " ... " в районе домов N 5, 15, 21, 24, 30, 56, 106, 116, по " ... " в районе домов N 1, 2, 3, 4, в " ... " муниципального района Омской области имеет ямы, выбоины и просадки.
Недостатки дорожного покрытия описаны в акте, составленном " ... " по результатам проверки, а также подтверждены приложенным к акту фотоматериалом. При этом в судебное заседание ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие выбоин на дорогах, либо наличий дефектов дорожного полотна не превышающих измерений, установленных ГОСТ.
Таким образом, факт ненадлежащего содержания и несоответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 вышеуказанной дороги, подтвержден в ходе судебного разбирательства и лицами, участвующими в деле, не опровергнут.
Установив, указанные нарушения, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с заявленными требованиями к обозначенному ответчику.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения требований " ... " прокурора Омской области, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределённого круга лиц - участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью, порчи имущества участников дорожного движения. В связи с этим, судом обоснованно возложена обязанность на Администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района устранить выявленные нарушения законодательства путем проведения ремонта указанных автомобильных дорог.
Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данным выводом суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно положениям пп. 5 п.1 ст. 3 Устава Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, принятым решением N " ... " Советом депутатов Одесского сельского поселения от " ... " г., к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения.
В реестр муниципального имущества Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области включены следующие внутрипоселковые дороги: по " ... " в " ... ".
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
Согласно заключенному между Администрацией Одесского муниципального района (Сторона 1) и Администрации Одесского сельского поселения (Сторона 2) соглашению от 31.12.2014, Сторона 1 передает Стороне 2 полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
В силу ст. 5 указанного соглашения передача полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Одесского муниципального района Омской области в бюджет Одесского сельского поселения в соответствии с бюджетным законодательством. Порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов определяется приложением к настоящему соглашению.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает правомерным возложение обязанности по содержанию дорог на Администрацию Одесского сельского поселения.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования на исполнение возлагаемого судом обязательства и на необходимость в связи с этим принятия представительным органом местного самоуправления соответствующего решения, правового значения для рассматриваемого спора не имеет и сама по себе не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
В указанной связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что предоставляемые на основании межбюджетных трансфертов средства были израсходованы на осуществление работ по очистке дорог в зимнее время, поскольку сам факт недостаточности денежных средств, необходимых для обеспечения ремонта и содержания внутрипоселковых дорог, не подтвержден материалами дела. Кроме того, Администрация Одесского сельского поселения не лишена возможности пересмотра условий заключенного финансирования.
Между тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что непринятие ответчиком надлежащих мер в области безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения.
Таким образом, нахождение спорных автомобильных дорог в собственности муниципального образования определяет обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности, в том числе по содержанию и ремонту данных автомобильных дорог. Выводы суда первой инстанции о несоблюдении Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области возложенных на нее полномочий в области дорожной деятельности и безопасности дорожного движения законны и обоснованы.
Доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одесского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Председательствующий: Тарновский А.В. Дело N 33-4770/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Емельяновой Е.В., Кутыревой О.М.,
прокурора Песковой В.Г.,
при секретаре Жуковской Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании " ... " дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Бабиной Н. А. на решение Одесского районного суда Омской области от 21.05.2015, которым постановлено:
"Заявленные требования прокурора " ... " Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и обязывании устранить выявленные нарушения законодательства удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие администрации Одесского сельского поселения по непринятию мер к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в " ... ", Кирова, Степная, Советская, Ленина, Парковая, незаконным.
Обязать администрацию Одесского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства путём проведения ремонта автомобильных дорог по " ... " в районе домов NN 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, по " ... " в районе домов NN 68, 69, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 86, по " ... " в районе домов NN 4, 5, 8, 12, 14, 22, 26, 28, 32, 34, 40, по " ... " в районе домов NN 5, 15, 21, 24, 30, 56, 106, 116, по " ... " в районе домов NN 1, 2, 3, 4, в " ... " Омской области в соответствии с требованиями пп.3.1.1 - 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также проведения работ по укладке асфальтобетонного покрытия на участке дороги по " ... " и подъездных путях к домам NN 26,28 по " ... " в " ... " Омской области".
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одесского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.