Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Климовой В.В.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2015 года дело по апелляционному представлению Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савченко А.А. на решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 12 мая 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N N " ... " УФСИН России по Омской области" удовлетворить.
Установить отбывающему по приговору суда наказание в исправительном учреждении Когай С. А., " ... " года рождения, административный надзор сроком на " ... " года.
Установить Когай С. А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого помещения в ночное время суток, с 23 часов до 6 часов, являющегося местом жительства или пребывания (за исключением периода осуществления трудовой деятельности);
- запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий;
- запрещения выезда за пределы г. Омска без разрешения органов внутренних дел".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., заключение прокурора отдела областной прокуратуры Сафроновой Л.А., поддержавшей доводы апелляционного представления Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Когая С.А., указав, что Когай С.А. осужден 09.08.2010 Советским районным судом г.Омска, с учетом постановления Президиума Омского областного суда от 10.12.2012, по " ... " УК РФ к " ... " годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Окончанием срока наказания является 08.08.2015. В период отбывания наказания в ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области Когай С.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Просил установить в отношении Когай С.А. следующие административные ограничения: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23 часов до 06 часов; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий; запрещения выезда за пределы г.Омска без разрешения ОВД.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области Филимонов А.А. заявленные требования поддержал.
Когай С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился в части, выразив несогласие с установлением некоторых административных ограничений, которые буду препятствовать ему в трудоустройстве и общении с ребенком.
Представитель прокуратуры Саченко А.А. в судебном заседании просил заявление врио начальника ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области удовлетворить, установив в отношении Когая С.А. все заявленные ограничения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савченко А.А. просит решение суда изменить, установить срок начала осуществления административного надзора.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то в отношении него устанавливается административный надзор (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ).
Из приведенных норм закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, определен ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, согласно которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии со ст. 261.6 ГПК РФ в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу.
В силу ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Из материалов дела следует, что приговором Советского районного суда г.Омска от 09.08.2010 Когай С.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного " ... " УК РФ, и ему назначено наказание в виде " ... " лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, начало течения срока отбывания наказания определено с 09.08.2010. Этим же приговором Когай С.А. оправдан в совершении преступления, предусмотренного " ... " УК РФ (л.д. " ... ").
Постановлением Президиума Омского областного суда от 10.12.2012 приговор Советского районного суда г.Омска от 09.08.2010 изменен, из объема обвинения Когая С.А. по " ... " УК РФ исключены эпизоды покушений на сбыт наркотических средств, содержащих героин массой " ... " гр., " ... " гр., совершенные " ... ", уголовное дело в данной части прекращено за отсутствием в этих действиях состава преступления; указано считать Когая С.А. осужденным по " ... " УК РФ за покушение на сбыт наркотического средства массой " ... " гр., совершенное 06.04.2010 года к " ... " годам лишения свободы, в остальной части приговор оставлен без изменения, надзорная жалоба осужденного - без удовлетворения (л.д. " ... ").
Согласно ч.5 ст.15 УК РФ (в прежней редакции) совершенное Когаем С.А. преступление относится к категории особо тяжких преступлений.
В силу п. "г" ч. 3 ст.86 УК РФ (в прежней редакции) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Когай С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области, срок отбывания наказания истекает 08.08.2015.
Согласно представленной администрацией ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области характеристике за отбытый срок наказания Когай С.А. характеризуется отрицательно, к нему " ... " раз применялись меры взыскания, в том числе, в виде водворения в помещение камерного типа и ШИЗО (л.д. " ... ").
Постановлением начальника ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области от 11.05.2014 Когай С.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. " ... ").
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, удовлетворяя заявление врио начальника ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Омской области, суд правильно исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для установления за Когаем С.А. административного надзора, поскольку он был осужден за совершение особо тяжкого преступления и признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного Когаем С.А. преступления, его поведению во время отбывания наказания, данных о его личности и отношению к содеянному, его характеристике, и способствуют предупреждению совершения Когаем С.А. преступлений и других правонарушений.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На это указано и в мотивировочной части решения.
То, что в резолютивной части обжалуемого решения суда отсутствует указание на момент начала исчисления срока административного надзора в отношении Когая С.А., не является основанием для изменения решения суда, так как суд не вынес в этой части незаконного решения. Несмотря на то, что момент исчисления такого срока указан в законе и может применяться органом, осуществляющим административный надзор, судебная коллегия считает возможным дополнить судебное решение указанием об исчислении срока согласно вышеуказанным нормам закона.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савченко А.А.- без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: "Срок административного надзора исчислять Когаю С. А. со дня постановки поднадзорного на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.