Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Астапчук Р.В. и Поповой Э.Н.
при секретаре Будкевич О.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 августа 2015 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Мясниковой А.Ю. на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 июня 2015 г., которым в удовлетворении исковых требований Мясниковой А.Ю. к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о возложении обязанности по созданию и предоставлению места в бюджетном дошкольном образовательном учреждении и компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мясникова обратилась с иском к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска, указывая, что имеет несовершеннолетнего ребенка " ... ", " ... " года рождения. " ... " ребенок был принят на учет для получения места в детском саду N " ... " САО г. Омска. Она обращалась в администрацию с требованием о предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении. Однако ей было отказано со ссылкой на отсутствие мест в детских садах. Полагает, действия администрации незаконными. Ссылается на дискриминацию ее прав в сфере образования. Сложившаяся ситуация причиняет ей нравственные страдания. Просила обязать ответчиков создать для ее ребенка место в детском саду, допустив к получению бесплатного дошкольного образования в срок до " ... ", компенсировать моральный вред " ... " рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мясникова просит решение суда отменить. Ссылается на ненадлежащую оценку доказательств. Полагает, что доказательства укомплектованности групп в детских садах в 2015-2016 гг. отсутствуют.
Изучив материалы дела, жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 67 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Согласно указанным нормам права правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест.
Пунктом 18 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года N 413, установлено, что предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ г. Омск является компетенцией Департамента образования Администрации г. Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, был утвержден Приказом Департамента образования Администрации г. Омска от 19 февраля 2013 года N ДО/53.
Согласно п. 10, 11, 13, 21, 22 указанного Положения комплектование производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права.
Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений г. Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации г. Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
Из материалов дела следует, что Мясникова является матерью несовершеннолетнего " ... ", " ... " года рождения. " ... " " ... " был зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников, поставлен в очередь для предоставления места в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "". На момент постановки на учет возраст ребенка составлял два месяца. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ему не предоставлено.
Согласно ответу Департамента образования Администрации г. Омска ранее " ... " в указанное дошкольное учреждение зарегистрировано и не определено 36 детей " ... " года рождения, в том числе 2 - дети льготной категории граждан (л.д. 6).
Департаментом образования Администрации г. Омска также представлены данные о комплектовании групп в ДОУ по Центральному. Кировскому, Ленинскому, Советскому, Октябрьскому округам г. Омска, которые указывают на наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения, превышении планового количества детей, отсутствие свободных мест в ДОУ.
В дело представлены многочисленные материалы, свидетельствующие о том, что Администрацией г. Омска совершаются действия направленные на увеличение количества мест в детских учреждениях; в рамках разработанных программ "Развитие муниципальной системы образования г. Омска", региональной поэтапной программы "Дорожная карта" ведется строительство новых детских дошкольных учреждений, пристраиваются помещения к действующим учреждениям, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях, принимаются иные меры к ликвидации очереди на получение мест в дошкольном учреждении.
Однако, в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий выданной учреждению лицензии.
Поскольку ребенок истицы поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, Администрацией г. Омска приняты все возможные меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, суд обоснованно отказал истице в удовлетворении заявленных требований.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 17 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.