Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Кабардиной А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ЗАО " " ... "" Прохорова С.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Постановление N " ... " по делу об административном правонарушении, вынесенное " ... " главным государственным инспектором Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору Рекиным А.С., которым закрытое акционерное общество " " ... "" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору от " ... ", ЗАО " " ... "" привлечено к административной ответственности по ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
ЗАО " " ... "" признано виновным в том, что " ... " в " ... ". при проведении проверки на территории, в здании и помещениях ЗАО " " ... "", расположенных по адресам: " ... ", " ... ", были установлены нарушения требований пожарной безопасности. В двенадцатиэтажном " ... ", управление которым осуществляет ЗАО " " ... "", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации;
- не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре;
- не обеспечен автоматический запуск системы дымоудаления от срабатывания автоматической пожарной сигнализации;
- пожарные краны не укомплектованы соединительными головками, пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями;
- система дымоудаления находится в неисправном состоянии;
- незадымляемые лестничные клетки типа H1 не соответствуют требованиям предъявляемым к лестничным клеткам данного типа (не обеспечен вход в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам) (фактически двери ведущие в незадымляемую зону заблокированы, изменена планировка этажа, выход с этажа непосредственно на лестничную клетку);
- не установлены спринклерные оросители в мусоросбросных камерах;
- не восстановлена работа внутреннего противопожарного водоснабжения.
В двенадцатиэтажном " ... ", управление которым осуществляет ЗАО " " ... "", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации;
- не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре;
- не обеспечен автоматический запуск системы дымоудаления от срабатывания автоматической пожарной сигнализации;
- пожарные краны не укомплектованы соединительными головками, пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями;
- система дымоудаления находится в неисправном состоянии;
- незадымляемые лестничные клетки типа H1 не соответствуют требованиям предъявляемым к лестничным клеткам данного типа (не обеспечен вход в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам) (фактически двери ведущие в незадымляемую зону заблокированы, изменена планировка этажа, выход с этажа непосредственно на лестничную клетку);
- не установлены спринклерные оросители в мусоросбросных камерах;
- не восстановлена работа внутреннего противопожарного водоснабжения.
В " ... ", в котором расположена управляющая компания ЗАО " " ... "", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения;
- отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- отсутствует табличка с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Выявленные недостатки являются нарушениями требований: п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 151, ст. 83 ФЗ от " ... " N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А1, СП 3.13130.2009 табл.2, п.п. 6, 55, 57, 61, 478 Правил противопожарного режима в РФ; п. 5.15* СНиП 21-01-97*, п. 7.2, п. " ... " СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
Генеральный директор ЗАО " " ... "" Кривонос В.И. обжаловал постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе защитник ЗАО " " ... "" Прохоров С.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что в здании по адресу " ... " нарушений требований пожарной безопасности на момент проведения проверки не было. В отношении домов, где ЗАО " " ... "" является управляющей компанией, собственниками помещений не было принято решений об утверждении предложенных компанией видов работ по содержанию и ремонту жилья, собрать средства для восстановления систем пожаротушения и дымоудаления. Ссылается на то, что ЗАО " " ... "" с момента заключения гражданско-правовых договоров предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности. При производстве по делу об административном правонарушении были нарушены нормы процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ГУ МЧС России по Омской области Кузовова Д.В., возразившего против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от " ... " N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Система обеспечения пожарной безопасности, включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно - технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу п. п. "е" п. 11 названных Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела, ЗАО " " ... "" зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет местонахождение: г. Омск, " ... ".
ЗАО " " ... "" осуществляет управление двенадцатиэтажными домами N " ... " по " ... " и N " ... " по " ... ".
Факты нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые установлена ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях; распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки; актами осмотра; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и о регистрации юридического лица; Уставом ЗАО " " ... "", оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях содержат сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и позволяют установить события административных правонарушений.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушений по ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении управления многоквартирным домом, возложена на общество (управляющую компанию) в силу положений жилищного законодательства, Правил N 491, договора управления многоквартирным домом.
В названной связи ЗАО " " ... "" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, и доводы жалобы о том, что собственниками помещений не было принято решений об утверждении предложенных компанией видов работ по содержанию и ремонту жилья, сбору средств для восстановления систем пожаротушения и дымоудаления, не могут повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы.
На момент проведения проверки пожарная безопасность объекта защиты в полном объёме не была обеспечена, поэтому ссылки в жалобе об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности по адресу: г. Омск, " ... ", также не могут быть приняты во внимание.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ, является минимальным.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что ЗАО " " ... "" было извещено " ... " о проведении проверки с " ... ". В назначенное время к " ... " мин. " ... " законный представитель юридического лица либо защитник в административный орган не явились, поэтому акт проверки и протоколы об административном правонарушении были составлены в отсутствие законного представителя юридического лица. Копии акта проверки и протоколов об административных правонарушениях были направлены юридическому лицу, что согласуется с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Возражения по вмененным нарушениям требований пожарной безопасности рассматривались при вынесении постановления по делу об административных правонарушениях и рассмотрении жалоб.
Существенных нарушений требований КоАП РФ, которые являлись бы основаниями для отмены постановления и решения, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО " " ... "" Прохорова С.В. - без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.