Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Кабардиной А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Кривоноса В.И. - Прохорова С.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Постановление N " ... " по делу об административном правонарушении, вынесенное " ... " государственным инспектором Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору Кузововым Д.В., которым Кривонос В. И. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору от " ... ", директор ЗАО "Сибирский Коммунальник" Кривонос В.И. привлечен к административной ответственности по ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Кривонос В.И. признан виновным в том, что " ... " в " ... " мин. при проведении проверки по адресам: " ... ", " ... ", были установлены нарушения требований пожарной безопасности. В двенадцатиэтажном " ... ", управление которым осуществляет ЗАО " ... "", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации;
- не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре;
- не обеспечен автоматический запуск системы дымоудаления от срабатывания автоматической пожарной сигнализации;
- пожарные краны не укомплектованы соединительными головками, пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями;
- система дымоудаления находится в неисправном состоянии;
- незадымляемые лестничные клетки типа H1 не соответствуют требованиям предъявляемым к лестничным клеткам данного типа (не обеспечен вход в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам) (фактически двери ведущие в незадымляемую зону заблокированы, изменена планировка этажа, выход с этажа непосредственно на лестничную клетку);
- не установлены спринклерные оросители в мусоросбросных камерах;
- не восстановлена работа внутреннего противопожарного водоснабжения.
В двенадцатиэтажном " ... ", управление которым осуществляет ЗАО "Сибирский коммунальник", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации;
- не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре;
- не обеспечен автоматический запуск системы дымоудаления от срабатывания автоматической пожарной сигнализации;
- пожарные краны не укомплектованы соединительными головками, пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями;
- система дымоудаления находится в неисправном состоянии;
- незадымляемые лестничные клетки типа H1 не соответствуют требованиям предъявляемым к лестничным клеткам данного типа (не обеспечен вход в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам) (фактически двери ведущие в незадымляемую зону заблокированы, изменена планировка этажа, выход с этажа непосредственно на лестничную клетку);
- не установлены спринклерные оросители в мусоросбросных камерах;
- не восстановлена работа внутреннего противопожарного водоснабжения.
В " ... ", в котором расположена управляющая компания ЗАО "Сибирский коммунальник", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения;
- отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- отсутствует табличка с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Выявленные недостатки являются нарушениями требований: п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 151, ст. 83 ФЗ от " ... " N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А1, СП 3.13130.2009 табл.2, п.п. 6, 55, 57, 61, 478 Правил противопожарного режима в РФ; п. 5.15* СНиП 21-01-97*, п. 7.2, п. " ... " СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
Кривонос В.И., являясь лицом, ответственным за соблюдением требований пожарной безопасности, не обеспечил соблюдение таких требований.
Считая постановление незаконным и необоснованным, Кривонос В.И. обжаловал его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе защитник Кривоноса В.И. - Прохоров С.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины Кривоноса В.И. в совершении административного правонарушения. Указывает, что в здании по адресу " ... " нарушений требований пожарной безопасности на момент проведения проверки не было. В отношении домов, где ЗАО " " ... "" является управляющей компанией, собственниками помещений не было принято решений об утверждении предложенных компанией видов работ по содержанию и ремонту жилья, собрать средства для восстановления систем пожаротушения и дымоудаления. Ссылается на то, что ЗАО "Сибирский Коммунальник" с момента заключения гражданско-правовых договоров предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ГУ МЧС России по Омской области Кузовова Д.В., возразившего против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Система обеспечения пожарной безопасности, включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно - технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу п. п. "е" п. 11 названных Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Сибирский коммунальник" зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет местонахождение: г. Омск, " ... ". Руководителем ЗАО " " ... "" является Гривонос В.И.
ЗАО "Сибирский коммунальник" осуществляет управление двенадцатиэтажными домами N " ... " по " ... " и N " ... " по " ... ".
Факты нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые установлена ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждаются протоколами об административных правонарушениях, которые были оценены в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях содержат сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и позволяют установить события административных правонарушений.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушений по ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении управления многоквартирным домом, возложена на общество (управляющую компанию) в силу положений жилищного законодательства, Правил N 491, договора управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лицо, в отношении которого велось производство по делу, осуществляя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обязано было принять необходимые меры по соблюдению требований пожарной безопасности, однако служебные обязанности надлежащим образом не были исполнены.
В названной связи Кривонос В.И. правомерно привлечен к административной ответственности по ч. ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, и доводы жалобы о том, что собственниками помещений не было принято решений об утверждении предложенных компанией видов работ по содержанию и ремонту жилья, сбору средств для восстановления систем пожаротушения и дымоудаления, не могут повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы.
На момент проведения проверки пожарная безопасность объекта защиты в полном объёме не была обеспечена, поэтому ссылки в жалобе об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности по адресу: " ... ", " ... ", также не могут быть приняты во внимание.
Административное наказание должностному лицу назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ, является минимальным.
Существенных нарушений требований КоАП РФ, которые являлись бы основаниями для отмены постановления и решения, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, жалобу защитника Кривоноса В.И. - Прохорова С.В. - без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.