Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Смоляковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ФГБНУ "Сибирский научно исследовательский институт птицеводства" Мальцева А.Б. на решение судьи Омского районного суда Омской области от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
"Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области N N " ... " от 13 марта 2015 года, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства" о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства" - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по Омской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области от 13 марта 2015 года, ФГБНУ СИБНИИП привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением штрафа в размере " ... " рублей.
Как следует из постановления, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ФГБНУ "Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства", осуществляющего деятельность по адресу: " ... ", установлено, что данное учреждение допускает нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации котельной, в которой установлен напольный котел типа "1R-2R", работающий на газе. Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов ЦЛАТИ по Омской области учреждение осуществляло выброс в атмосферный воздух оксида углерода, оксида азота, диоксида азота от стационарного источника - котельная без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тем самым нарушая требований ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Директор учреждения обжаловал постановление в районный суд.
Судьёй районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе, поданной в Омский областной суд директор ФГБНУ "СИБНИИП" Мальцев А.Б. просит решение и постановление отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность. В жалобе приводит доводы аналогичные доводам жалобы, рассмотренной в районном суде. В частности, указывает, что учреждение не относится к объектам федерального государственного экологического надзора и не может являться объектом проверки федерального органа исполнительной власти. Указывает на незаконность приказа N 646 от 25 ноября 2013 года, которым внесены изменения в Приказ N 471 об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Имеющаяся котельная, в которой установлен напольный котел не относится к опасным производственным объектам. Ранее выданным предписанием Управления Роспотребнадзора от 11 апреля 2014 года учреждению предписано разработать и согласовать проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в срок до 10 сентября 2015 года, таким образом, на момент проведения проверки в марте 2015 года срок выполнения предписания не истек. Также ссылается на чрезмерную суровость наказания, указывая, что штраф в назначенном размере является для бюджетного учреждения обременительным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
В соответствии со статьей 65 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции от 20.12.2006), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с Законом N 7-ФЗ, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля).
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Правил государственный экологический контроль состоит, в том числе, и из государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается, что ФГБНУ "Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства" эксплуатируется котельная, в которой установлен напольный котел типа "1R-2R", работающий на газе. От указанного источника происходит выброс вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Вина ФГБНУ "Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства" в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается протоколом отбора промышленных выбросов, протоколом испытаний, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, правоустанавливающими документами ФГБНУ "СибНИИП", оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив в совокупности приведенные обстоятельства и материалы административного дела, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действия юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и позволяет установить событие правонарушения.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что учреждение не является объектом федерального государственного экологического надзора, являлся предметом проверки судьей районного суда и обоснованно признан несостоятельным, поскольку ФГБНУ "СибНИИП" включен в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Омской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (в ред. Приказов Минприроды России от 25.11.2013 N 546, от 29.04.2015 N 196).
Несостоятельны ссылки жалобы о незаконности приказа N 546 от 25 ноября 2013 года, которым внесены изменения в Приказ N 471, поскольку приказ принят в установленном законом порядке и является действующим.
Довод о том, что срок предписания, выданного Управлением Роспотребнадзора 11 апреля 2014 года с требованием о разработке и согласовании проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, на момент проверки не истек, не является основанием для отмены решения суда, поскольку предписание выдано для устранения установленных нарушений, и не освобождает от ответственности за их совершение.
Несогласие с размером, назначенного штрафа не является основанием для отмены решения суда. Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, установленных санкцией ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и является минимальным.
Доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку исследованных судьей районного суда доказательств и подлежат отклонению. Оснований для отмены решения суда и постановления не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Омского районного суда Омской области от 15 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу директора ФГБНУ "Сибирский научно исследовательский институт птицеводства" Мальцева А.Б. - без удовлетворения.
Судья В.В. Круглов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.