Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Путина Владимира Владимировича об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска "Об отказе в регистрации Путина Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Брянской областной Думы N6-270 от 11 июня 2015года на 13 сентября 2015года назначены повторные выборы депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9, текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" N21(633) от 12 июня 2015года на странице 2.
Решением территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 6 августа 2015года N16 Путину В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9.
Считая решение территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 6 августа 2015года N16 незаконным, Путин В.В. обратился в Брянский областной суд с заявлением, в котором просил отменить указанное решение. В обоснование требований заявитель указал, что в результате выборки и проверки подписных листов из 204 отобранных для проверки подписей недействительными признаны 42. Протокол проверки подписных листов подписан 4 августа 2015года заместителем председателя территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска ИОН, которая, по мнению заявителя, не входила в состав Рабочей группы по проверке подписей, выдвинутых в поддержку кандидата. Процедура проверки подписных листов с подписями избирателей, представленными в поддержку заявителя, проведена в нарушение требований избирательного законодательства, в связи с чем, указанные результаты проверки нельзя признать действительными. Кроме того, по мнению Путина В.В., он представил все необходимые документы для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и регистрации его кандидатом в установленный законом срок (за два дня до заседания комиссии - 4 августа 2015года).
В судебном заседании заявитель Путин В.В., представитель заявителя Алёхин Н.И., действующий по ордеру, заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснили, что несоблюдение территориальной избирательной комиссией Володарского района города Брянска требований по проверке подписных листов, предусмотренных избирательным законодательством, привело к незаконному решению, на основании которого подписи признаны недействительными. Просили отменить решение территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 6 августа 2015года как незаконное и обязать территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска зарегистрировать Путина В.В. кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9.
Представитель территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска Володин А.А., действующий на основании решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 14 августа 2015года N20 и доверенности, представитель Избирательной комиссии Брянской области Фурса Е.А, действующая по доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, суду пояснили, что территориальная избирательная комиссия Володарского района города Брянска приняла решение в соответствии с действующим законодательством, отказав в регистрации кандидата на основании подпунктов "в", "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Процедура выборки и проверки подписных листов проходила в соответствии с требованиями избирательного законодательства, на выборке подписных листов 2 августа 2015года и проверке 4 августа 2015года кандидат в депутаты Путин В.В. присутствовал лично. Проверка подписных листов проводилась Рабочей группой по проверке подписей избирателей, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию, которая была сформирована на основании решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 1 июля 2015года N9/1. В указанную группу входили Черкасова Т.С., Нищаков С.А., Романова Н.С., руководителем группы была назначена ИОН В результате проверки подписей избирателей в поддержку кандидата Путина В.В. из 204 проверенных подписей 42 подписи признаны недействительными. Из них 37 подписей признаны недействительными на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ; 5 подписей признаны недействительными на основании подпункта "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 18 июня 2015года N 180/1520-5 на территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска возложены полномочия окружной избирательной комиссии по повторным выборам депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9.
6 августа 2015года территориальная избирательная комиссия Володарского района города Брянска приняла решение N16 "Об отказе в регистрации Путина Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9" на основании подпунктов "в", "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом. 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 статьи 56 закона Брянской области N 4-З от 23 января 2008года "О выборах депутатов Брянской областной Думы".
Согласно части 1 статьи 20 Закона Брянской области от 23 января 2008года N4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" о самовыдвижении кандидата окружная избирательная комиссия уведомляется подачей заявления в порядке, установленном настоящим Законом. Заявление представляется в избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов депутатов Брянской областной Думы (до 18 часов по местному времени).
Как усматривается из материалов дела, 1 июля 2015года Путиным В.В. в территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска с полномочиями окружной избирательной комиссии по повторным выборам депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 были представлены документы для уведомления избирательной комиссии о своем выдвижении кандидатом в депутаты: заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу, копия паспорта, копия документа об образовании, копия трудовой книжки, справка от руководящего органа политической партии о принадлежности к партии, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе кандидата, сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящимся за пределами РФ, сведения о расходах кандидата.
28 июля 2015года кандидат Путин В.В. представил в окружную избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что согласно извещению территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 2 августа 2015года N14 Путин В.В. был уведомлен о выявленных фактах неполноты в представленных им документах и отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата.
В извещении указано, что не представлены, в установленный законом срок: копия трудовой книжки ТК-11 N4434934, дата заполнения 1 октября 2009 года, представленная в избирательную комиссию оформлена с нарушением требований законодательства, содержит неполноту сведений о работнике в части указания профессии, специальности.
Кроме того, в нарушение требований подпунктов "а","б" пункта 4, подпункта "в" пункта 1 статьи 24, подпункта "а" пункта 17 статьи 39 Закона Брянской области "О выборах депутатов Брянской областной Думы" в установленный законом срок в избирательную комиссию Путиным В.В. не представлены: справка о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка на имя кандидата Путина В.В.; справка о принадлежащем кандидату, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации на имя супруги кандидата ПНМ; документы первого финансового отчета: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; справка филиала Сберегательного банка РФ об остатке средств фонда на дату отчета; копия договора банковского счета, заверенная филиалом Сберегательного банка РФ, финансовый отчет в машиночитаемом виде.
Извещение территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 2 августа 2015года N14 получено лично кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва Путиным В.В. 2 августа 2015года. Указанные в извещении документы представлены Путиным В.В. в избирательную комиссию за пределами сроков, установленных законом: 4 августа 2015года.
Исходя анализа положений пункта 1 статьи 20, пункта 1 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008года N4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" и постановления Брянской областной Думы от 11 июня 2015года N6-270 "О назначении повторных выборов депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9", документы для выдвижения кандидата могли быть представлены в территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска до 18 часов 00 минут 12 июля 2015года.
Однако в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ, пункта 4 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008года N4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" заявитель предоставил необходимые документы 4 августа 2015года, за два дня до заседания комиссии.
Доводы заявителя о предоставлении им указанных сведений в установленный законом срок, за два дня до заседания комиссии не могут быть приняты во внимание, поскольку представленные им справка о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов (утвержденная Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года N546); справка о принадлежащем кандидату, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов (утвержденная Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года N546); документы первого финансового отчета: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; справка филиала Сберегательного банка РФ об остатке средств фонда на дату отчета; копия договора банковского счета, заверенная филиалом Сберегательного банка РФ, финансовый отчет, датированы 4 августа 2015 года, то есть за пределами сроков выдвижения.
Из системного анализа пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ и пункта 10 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008года N4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" следует, что в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона, пунктом 12 статьи 25 Закона Брянской области кандидат, вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Перечень копий документов, указанный в вышеизложенных нормах является исчерпывающим: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), о статусе депутата.Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, утвержденными Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014года N235/1486-6 установлено, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении кандидата и для регистрации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ, поскольку указанные в извещении избирательной комиссии недостатки устранены не были, необходимые для выдвижения указанные выше справки представлены кандидатом в депутаты за пределами сроков выдвижения, суд приходит к выводу, что у избирательной комиссии имелись законные основания для отказа Путину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ, в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Кроме того, из оспариваемого заявителем решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 6 августа 2015года N16, в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва Путину В.В. так же отказано на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов, а также перечень оснований признания подписей недействительными регламентируются статьей 37, пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона N67-ФЗ, пунктом 2 статьи 22 Закона Брянской области N4-З от 23 января 2008года "О выборах депутатов Брянской областной Думы" на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014года N127/905-5 "О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам" необходимое для регистрации кандидата количество подписей в Володарском одномандатном избирательном округе N 9 составляет 1019 подписей, а предельно допустимое количество подписей для регистрации 1121. Для Володарского одномандатного избирательного округа N9 число подписей, подлежащих проверке, составляет 204 подписи.
Частью 6 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008года N4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" предусмотрено, что проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по соответствующему одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, его уполномоченный представитель или доверенное лицо. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие в соответствующую избирательную комиссию установленное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке (часть 14 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы").
Как усматривается из материалов дела 28 июля 2015 года кандидат Путин В.В. представил в территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата: 1 папка, содержащая 223 листа с 1109 подписями избирателей, что подтверждается протоколом от 28 июля 2015года.
Судом установлено, что 2 августа 2015года в присутствии заявителя Рабочей группой по проверке подписей избирателей, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию проведена случайная выборка подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Путина В.В. Для проверки отобраны подписные листы с 111 по 120 (карточка N12, количество проверяемых подписей 50), с 71 по 80 (карточка N8, количество проверяемых подписей 50), с 91 по 101 (карточка N10, количество проверяемых подписей 50), с 201 по 210 (карточка N21, количество проверяемых подписей 49), с 141 по 150 (карточка N15, количество проверяемых подписей 5 на листе 141). Общее количество подписей, отобранных для проверки 204.
3 августа 2015года по фактам установленных системным администратором ГАС "Выборы" расхождениям сведений избирательной комиссией был направлен запрос в Управление Федеральной миграционной службы России по Брянской области. 4 августа 2015года в избирательную комиссию поступил соответствующий ответ (исх.N1/19165 от 3 августа 2015года).
4 августа 2015года Рабочей группой по проверке подписей избирателей, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию проведена проверка подписных листов, представленных кандидатом Путиным В.В. на повторных выборах депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9.
По итогам проверки 4 августа 2015 года составлен протокол, из которого усматривается, что из проверенных 204 подписей избирателей признаны недействительными 42 подписи: 37 подписей на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности); 5 подписей на основании подпункта "б" пункта 6.4 статьи 38 указанной нормы Федерального закона (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом).
6 августа 2015года территориальная избирательная комиссия Володарского района города Брянска приняла решение N16 "Об отказе в регистрации Путина Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9" в том числе, на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, в связи с тем, что общее количество подписей, признанных избирательной комиссией недействительными составило 42, что составляет более 10% подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (204).
Проверяя довод заявителя о незаконности решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска об отказе в регистрации Путина В.В. кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, суд исследовал подписные листы, которые были предметом проверки Рабочей группы, представленные ведомости проверки подписных листов, итоговый протокол, данные полученные с использованием системы ГАС "Выборы", а также справку по результатом проверки достоверности сведений об избирателях, представленную УФМС России по Брянской области.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт "б"); подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт "в"); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума (подпункт "з").
В судебном заседании в ходе исследования представленных подписных листов в поддержку кандидата в депутаты Брянской областной Думы Путина В.В., отобранных для проверки с учетом сведений УФМС России по Брянской области от 3 августа 2015года, суд установил, что в подписных листах N71 (подпись5), N77 (подпись3), N78 (подпись5) карточки N8, в подписном листе N97 (подпись1) карточки 10, в подписном листе N117 (подпись1) карточки N12 - 5 подписей избирателей кандидата Путина В.В. признаны недействительными на основании подпункта "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом - место жительства лиц, поставивших свои подписи в подписном листе находятся за пределами границ Володарского одномандатного избирательного окуругаN9). Вместе с тем, необходимо отметить, что в подписном листе N97 подпись N1 принадлежит лицу, который согласно справки УФМС России по Брянской области не обладает активным избирательным правом, поскольку снят с регистрационного учета 20 сентября 2014 года в связи со смертью.
В подписных листах N72 (подпись5), N76 (подпись5), N78 (подпись4), N79 (подпись5) карточки N8; в подписных листах N91 (подпись1), N91 (подпись5), N92 (подпись3), N93 (подпись1), N96 (подпись5), N97 (подпись3), N97 (подпись4), N98 (подпись1), N98 (подпись2), N99 (подпись1), N100 (подпись1), N100 (подпись5) карточки N10; в подписных листах 111 (подпись2), N112 (подпись1), N113 (подпись3), N113 (подпись4), N115 (подпись3), N118 (подпись4), N118 (подпись5), N119 (подпись1), N119 (подпись3), N120 (подпись1), N120 (подпись2) карточки N12; в подписных листах N141 (подпись1), N141 (подпись3) карточкиN15; в подписных листах N202 (подпись4), N203 (подпись4), N204 (подпись1), в подписных листах N205 (подпись3), N205 (подпись4), N206 (подпись4), N206 (подпись5), N208 (подпись4), N209 (подпись5) карточки 21 - всего 38 подписей избирателей кандидата Путина В.В. признаны недействительными на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ (не соответствующие действительности сведения об избирателе).
Кроме того, в подписном листе N203 (подписи 1,2,3,5) папки N21 признаны судом недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ (ввиду наличия неоговоренного исправления в дате внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписей избирателей).
Вместе с тем, оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства по делу, суд приходит к выводу, что Рабочей группой по проверке подписей не в полном объеме соблюдены, предусмотренные законом требования при проверке отобранных подписей в подписных листах, что привело к необоснованному признанию действительными еще 5 подписей избирателей кандидата Путина В.В., кроме указанных в итоговом протоколе 42, то есть всего недействительных подписей 47.
Судом установлено, что из отобранных для проверки избирательной комиссией 204 подписей, 47 подписей не могут быть признаны действительными, что по отношению к необходимому количеству отобранных подписей 204, составляет более 10 процентов, и является предусмотренным подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска "Об отказе в регистрации Путина Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9" на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ.
Позиция заявителя о недействительности результатов проверки подписей опровергается показаниями свидетелей ЧТС, РНС, НСА, БАА пояснившими в судебном заседании, что 4 августа 2015года в присутствии кандидата Путина В.В., Рабочей группой действительно проводилась проверка подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата Путина В.В., по результатам которой 42 подписи избирателей, среди подписей отобранных для проверки, признаны недействительными.
Суд находит ошибочным довод заявителя Путина В.В. о том, что протокол проверки подписных листов с подписями избирателей подписан 4 августа 2015года неуполномоченным членом избирательной комиссии ИОН, который не входит в состав Рабочей группы по проверке подписей избирателей, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию,
Из материалов дела усматривается, что территориальной избирательной комиссией Володарского района города Брянска 22 июня 2015года принято решение N3 "О создании Рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию". Согласно данного решения Рабочая группа сформирована в составе 5 человек: ЖЕВ, ИОН, ХЕН, ЧАА, ПНМ Обязанности руководителя группы по приему и проверке документов возложены на ИОН Пунктом 3 указанного выше решения N3 от 22 июня 2015года сформирована рабочая группа по проверке подписей кандидатов в составе 3 человек: ЧТС, НСА, РНС
Позднее, решением территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 1 июля 2015года N9/1 создана Рабочая группа по проверке подписей избирателей, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию. Пунктом 1 указанного решения N9/1 от 1 июля 2015года сформирован состав Рабочей группы из 4 человек: ЧТС, НСА, РНС, ИОН. - руководитель Рабочей группы. Пунктом 3 указано, что в решении территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 22 июня 2015года N3 "О создании Рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию" пункт 3 исключить.
Таким образом, довод заявителя о неправомочном составе Рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным документам избирательной комиссии.
Согласно пункту 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Путина В.В. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска с полномочиями окружной избирательной комиссии "Об отказе в регистрации Путина Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9".
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Путина Владимира Владимировича об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска "Об отказе в регистрации Путина Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения судом через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.