Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маслова Сергея Владимировича об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Брянской области и отмене выборов Губернатора Брянской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Брянской областной Думы N6-269 от 11 июня 2015года на 13 сентября 2015года назначены выборы Губернатора Брянской области, текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" N21(633) от 12 июня 2015года.
2 июля 2015года в Избирательную комиссию Брянской области поступило заявление Маслова С.В. о его согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Брянской области в порядке самовыдвижения, с приложением документов зарегистрированных под входящим N566.
Письмом Избирательной комиссии Брянской области от 29 июля 2015года за подписью председателя, Маслову С.В. разъяснен порядок выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области согласно пунктам 1-4 статьи 25 Закона Брянской области от 29 июня 2012года N37-З "О выборах Губернатора Брянской области".
Маслов С.В. обратился с заявлением об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Брянской области и отмене выборов Губернатора Брянской области, указывая, что Избирательная комиссия не произвела обязательных действий по регистрации его кандидатом в порядке самовыдвижения, чем лишила заявителя права сбора подписей в его поддержку, тем самым нарушив его пассивное избирательное право.
В судебном заседании Маслов С.В., заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, указал, что Избирательной комиссией Брянской области нарушен установленный федеральным и региональным законодательством порядок рассмотрения представленных документов на регистрацию в качестве кандидата на должность Губернатора Брянской области. Бездействие Избирательной комиссии выражается в уклонении от принятия решения по представленным Масловым С.В. документам на заседании в коллегиальном составе. Полагает, что Избирательная комиссия Брянской области при подготовке проведения выборов на должность Губернатора Брянской области нарушила требования избирательного законодательства по порядку выдвижения и регистрации кандидатов, в том числе права граждан на самовыдвижение в качестве кандидатов. Указанные обстоятельства являются основанием для отмены выборов на должность Губернатора Брянской области.
Представитель Избирательной комиссии Брянской области Володин А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что никакое избирательное объединение не выдвигало Маслова С.В. кандидатом на должность Губернатора Брянской области, в связи с чем, статус кандидата он не приобрел и оснований для рассмотрения документов заявителя на заседании Рабочей группы не возникло. Заявление Маслова С.В. рассмотрено в общем порядке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при наличии документов, указанных в пунктах 2,2.2, 3 и 3.1 данной статьи, соответствующая избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидата.
В силу пункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункты 1,2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ).
Аналогичное положение закреплено в пункте 7 статьи 25 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области".
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 указанного Федерального закона, с учетом положений пункта 1 статьи 25 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области", выдвижение кандидата на должность Губернатора Брянской области - это инициатива избирательного объединения в определении кандидата на выборную государственную должность.
Выдвижение кандидата производится избирательным объединением со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Брянской области. Решение о выдвижении кандидата принимается на съезде политической партии либо конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии (пункты 1, 4 статьи 25 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области").
Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N95-ФЗ от 11 июня 2001года "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Системный анализ указанных норм, позволяет суду сделать вывод, что принятие избирательным объединением соответствующего решения о выдвижении кандидата влечет возникновение статуса кандидата. Заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Брянской области, без факта выдвижения кандидата избирательным объединением, само по себе не порождает прав и обязанностей кандидата.
Как следует из материалов дела, Маслов С.В. 2 июля 2015года в Избирательную комиссию Брянской области представил заявление о его согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Брянской области в порядке самовыдвижения.
По делу установлено, что Маслов С.В. в установленном законом порядке кандидатом на должность Губернатора Брянской области от какой-либо политической партии, регионального отделения политической партии не выдвигался. В свою очередь Избирательная комиссия Брянской области ни одним избирательным объединением о выдвижении Маслова С. В. не уведомлялась.
Таким образом, у заявителя отсутствовали предусмотренные законом основания для представления в Избирательную комиссию Брянской области документов о своем самовыдвижении кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
Согласно пункту 1.2 Порядка приема и проверки документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Брянской области в Избирательную комиссию Брянской области, утвержденного постановлением N178/1494-5 от 11 июня 2015года, прием и проверку документов, поступивших в Комиссию, осуществляет Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Брянской области в Избирательную комиссию Брянской области.
Раздел 2 Положения о рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Брянской области в Избирательную комиссию Брянской области, утвержденного постановлением N178/1493-5 от 11 июня 2015года, определяет, что задачами рабочей группы являются прием документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Брянской области в Комиссию, проверка их соответствия требованиям федерального и областного законодательства, подготовка соответствующих проектов постановлений Комиссии.
Избирательная комиссия Брянской области незамедлительно после приема документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдает кандидату, иному лицу (в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи) подтверждение получения указанных документов, подписанное руководителем рабочей группы, созданной в соответствии с пунктом 3 статьи 28 настоящего Закона (пункт 14 статьи 25 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области").
Из материалов дела усматривается, что Рабочая группа Избирательной комиссии Брянской области не выдавала заявителю подтверждение о приеме документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Брянской области. Документы Маслова С.В. были приняты консультантом аппарата Избирательной комиссии и зарегистрированы под входящим N566.
Согласно пункта 4.4 Инструкции по делопроизводству в Избирательной комиссии Брянской области, утвержденной постановлением N21/2 от 27 июля 2011года, ответы на входящие документы направляются за подписью председателя (заместителя председателя, секретаря) Избирательной комиссии на соответствующих бланках.
Письмом Избирательной комиссии Брянской области от 29 июля 2015года за подписью председателя, Маслову С. В. разъяснен порядок выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области согласно пунктам 1-4 статьи 25 Закона Брянской области от 29 июня 2012года N37-З "О выборах Губернатора Брянской области".
Пункт 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области", избирательная комиссия Брянской области в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При регистрации кандидата в решении Избирательной комиссии Брянской области о его регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.
С учетом требований статьи 25 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области", в связи с тем, что порядок выдвижения (представление документов о выдвижении избирательным объединением) Масловым С.В. соблюден не был, суд приходит к выводу, что решение Избирательной комиссии Брянской области о регистрации (отказе в регистрации), лица, не имеющего статус кандидата, принято быть не может.
Доводы заявителя о том, что Избирательная комиссия Брянской области после принятия представленных Масловым С.В. документов обязана была зарегистрировать его кандидатом или отказать в регистрации и тем самым уклонилась от принятия решения по документам на заседании в коллегиальном составе, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пунктов 1,2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 7 статьи 25 Закона Брянской области N37-З от 29 июня 2012года "О выборах Губернатора Брянской области", суд приходит к выводу об отсутствии у Избирательной комиссии Брянской области оснований для рассмотрения представленных Масловым С.В. документов в порядке, предусмотренном законом для рассмотрения документов кандидатов на должность Губернатора Брянской области.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Маслова С.В. об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Брянской области. При этом суд принимает во внимание, что бездействия Избирательной комиссии Брянской области в форме неисполнения комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии (принятие решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидата) судом не установлено.
В обоснование заявленных требований об отмене выборов Губернатора Брянской области Маслов С.В. указывает, что Избирательная комиссия Брянской области при подготовке проведения выборов на должность Губернатора Брянской области нарушила требования избирательного законодательства по порядку выдвижения и регистрации кандидатов, в том числе права граждан на самовыдвижение в качестве кандидатов.
В ходе рассмотрения гражданского дела нарушений избирательного законодательства, по основаниям заявленным Масловым С.В. судом не установлено, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований об отмене выборов Губернатора Брянской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Маслова Сергея Владимировича об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Брянской области и отмене выборов Губернатора Брянской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения судом через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.