Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.,
судей областного суда ДЕНИСЮКА О.Н.,
БОБЫЛЕВОЙ Л.Н.,
при секретаре ХАМКОВОЙ А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2015 года по докладу Петраковой Н.П. апелляционную жалобу представителя Клинцовской городской администрации на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 26 мая 2015 года по делу по иску Клинцовской городской администрации к Клинцовскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛА:
Клинцовская городская администрация обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Клинцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - Клинцовский РОСП УФССП по Брянской области) от ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования обосновывает тем, что решением Клинцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ на Клинцовскую городскую администрацию возложена обязанность по предоставлению М.И.Л. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Клинцы Брянской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании "город Клинцы Брянской области", в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Клинцовским городским судом Брянской области, судебным приставом-исполнителем Клинцовский РОСП УФССП по Брянской области было возбуждено исполнительное производство N. В связи с неисполнением указанного решения ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Клинцовский РОСП УФССП по Брянской области вынесено постановление о взыскании с Клинцовской городской администрации исполнительского сбора в размере "данные изъяты". Указывает, что неисполнение Клинцовской городской администрацией исполнительного документа в установленный законом срок было связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, а именно в связи с не предоставлением бюджету муниципального образования из бюджета Брянской области необходимых субвенций. Клинцовская городская администрация принимает все зависящие от нее меры по обеспечению М.И.Л. жилым помещением: ежеквартально направляет в администрацию Брянской области списки лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что поскольку в действиях администрации отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда, она может быть освобождена от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 26 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Клинцовской городской администрации просит об отмене решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в заявлении об освобождении от исполнительского сбора. Полагает, что вывод суда об уклонении Клинцовской городской администрацией от исполнения решения суда не согласуется с фактическими обстоятельствами дела и имеющимися в деле доказательствами.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закон об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частям 2 - 6 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.
Часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве гласит, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Клинцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ на Клинцовскую городскую администрацию возложена обязанность по предоставлению М.И.Л. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Клинцы Брянской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании "город Клинцы Брянской области", в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Клинцовского РОСП УФССП по Брянской области на основании исполнительного листа, выданного Клинцовским городским судом Брянской области, было возбуждено исполнительное производство N в отношении должника Клинцовская городская администрация.
Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен пятидневный срок.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена уполномоченным лицом Клинцовской городской администрации ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Клинцовского РОСП УФССП по Брянской области было вынесено постановление о взыскании с Клинцовской городской администрации исполнительского сбора в размере "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Клинцовской городской администрации об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции правильно применил указанные выше нормы материального права и исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение исполнительного документа в установленный срок вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения возложенной обязанности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вывод суда об отказе в удовлетворении требований является правильным, основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и нормах действующего законодательства.
В своем исковом заявлении, а также в ходе судебного разбирательства представитель Клинцовской городской администрации указывал на то, что неисполнение решения суда связано с не предоставлением бюджету муниципального образования необходимых субвенций; что Клинцовская городская администрация ежеквартально направляет в администрацию Брянской области списки лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть предпринимает все зависящие от нее меры для исполнения требований исполнительного документа.
Проверяя данные доводы истца, суд подробно мотивировал в решении свое несогласие с ними. Мотивы и основания, по которым суд отверг доводы Клинцовской городской администрацией, приведены в мотивировочной части решения суда, с которыми судебная коллегия согласна.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда Клинцовская городская администрация не обращалась, заявление о невозможности своевременного исполнения требования исполнительного документа в Клинцовский РОСП УФССП по Брянской области не направляла, в установленном законом порядке на основании статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не оспорила постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании положений законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 26 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда ДЕНИСЮК О.Н.
БОБЫЛЕВА Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.