Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 11 августа 2015 г. по делу N 33-322/2015
Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Корякина В.Г.
судей Гусейнова Т.Г. и Шульги И.В.
при секретаре судебного заседания Гусевой И.В.
с участием заявителя Киричко К.Н.
представителя заинтересованного лица Пелых В.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ... майора Киричко К.Н. об оспаривании решения начальника 2 отдела (г. Н ... ) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Территориальное отделение) об отказе в постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений,
по апелляционной жалобе заявителя Киричко К.Н. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 12 мая 2015 года, которым заявителю отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Шульги И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения, мотивы жалобы, объяснения заявителя, поддержавшего доводы жалобы и представителя заинтересованного лица, полагавшего необходимым оставить вынесенное по делу решение без изменения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Киричко, окончивший в 2000 году военный институт и проходивший военную службу по контракту, приказом командующего войсками Центрального военного округа от 29 октября 2014 года N * уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с приказом командира войсковой части ... от 10 апреля 2015 года N ** он исключен из списков личного состава названной воинской части с 24 апреля 2015 года.
До исключения из списков личного состава воинской части, в марте 2015 года, Киричко обратился к начальнику Территориального отделения с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе Н ...
Решением названного жилищного органа от 20 апреля 2015 года Киричко на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку заявителем не представлены, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Считая, что таким решением нарушаются его жилищные права, Киричко оспорил его в суде по правилам главы 25 ГПК РФ.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 12 мая 2015 года заявление Киричко оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе её автор, полагая постановленное судебное решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить.
В обоснование своего обращения Киричко, ссылаясь на отдельные нормы жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и судебную практику, приводит доводы, суть которых сводится к следующему.
Суд первой инстанции необоснованно согласился с аргументами жилищного органа, изложенными в решении последнего, о том, что поданное им заявление не соответствует установленной форме.
Жилищный орган необоснованно указал на непредоставление им документов, необходимых для постановки на жилищный учет, поскольку действующим законодательством обязанность по истребованию этих документов возложена на жилищный орган.
Кроме того, истребуемые документы имелись в распоряжении жилищного органа, поскольку ранее в 2014 году он уже обращался в это учреждение с аналогичным заявлением.
Помимо этого, заявитель, ссылаясь на приказ Министра обороны от 30 сентября 2010 года N1280, указывает, что обязанность по предоставлению информации о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего и составе его семьи возложена на кадровые органы Вооруженных Сил РФ.
По мнению заявителя судом не дана оценка бездействию командира войсковой части ... по ненаправлению соответствующих документов по запросу жилищного органа.
Кроме того, как считает автор обращения, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054, на командира части также возложена обязанность по предоставлению соответствующих сведений о его нуждаемости в жилом помещении и увольнении с военной службы в военный комиссариат и органы местного самоуправления по избранному после увольнения месту жительства, для постановки на жилищный учёт органами местного самоуправления, чего командиром части сделано не было.
В поступивших на апелляционную жалобу возражениях представитель заинтересованного лица Пелых, опровергает доводы заявителя и просит оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, окружной военный суд полагает, что оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ по делу не имеется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, гарнизонный военный суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств обоснованно пришел к выводу о законности отказа жилищного органа в принятии Киричко на жилищный учет.
Согласно ч. 4 ст. 52 и п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях допускается, если не представлены документы, подтверждающие право состоять на указанном учете, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Указанной норме закона соответствует пункт 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, устанавливающий обязанность военнослужащего для признания его нуждающимся в жилом помещении подавать в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению к Правилам с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются в том числе, выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Обосновывая свой вывод об отсутствии у Киричко права состоять на жилищном учете вследствие непредоставления упомянутых выше документом, суд первой инстанции, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, правильно исходил из вышеприведенных правовых норм и надлежащим образом дал оценку установленным по делу обстоятельствам.
При этом утверждение автора жалобы о незаконности требований жилищного органа, по вышеизложенным основания является не состоятельным.
Из материалов дела видно, что заявление Киричко о постановке на жилищный учет, датированное 01 марта 2015 года, не соответствует установленной упомянутыми Правилами форме предъявляемой к данному заявлению и его содержанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 4 этой же статьи Закона предусмотрено, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года).
При таких обстоятельствах, следует прийти к выводу, что поскольку Киричко заключил первый контракт о прохождении военной службы 01 сентября 1996 года, а окончил военное образовательное учреждение, получил офицерское воинское звание и был назначен на воинскую должность в феврале 2000 года ), то в силу абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Закона он на весь срок военной службы подлежал обеспечению служебным жилым помещением, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет мог претендовать на обеспечение жильем путем предоставления ему жилищной субсидии или жилого помещения находящегося в федеральной собственности, по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, но лишь при условии его признания нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу абзаца 13 пункта 1 статьи 15 Закона военнослужащие -граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, и в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Так Правительство РФ в своем постановлении от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" наряду с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно утвердило также и упомянутые Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
При этом доводы заявителя о необходимости применения при разрешении спора, вместо упомянутых Правил, положений приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280"О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" являются не состоятельными по вышеизложенным основаниям.
Также не состоятельны доводы заявителя о необходимости применения Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054, утвердившего Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, поскольку заявитель к категории лиц на которых распространяется данное постановление не относится, с соответствующим рапортом (как указано в пункте 13 этих Правил) к командованию не обращался, материалы дела таких сведений не содержат.
Ссылки заявителя на то, что необходимые документы имеются в распоряжении жилищного органа, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку решение жилищного органа, принятое на основании этих документов в отношении заявителя в 2014 году, не обжаловалось и предметом судебного разбирательства в настоящее время не является, а изложенные в этих документах сведения по прошествии времени претерпели изменения.
Кроме того, при обращении Киричко в марте 2015 года с заявлением для постановки на жилищный учет, в силу требований, изложенных в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, заявитель не освобождался от предоставления упомянутых документов в жилищный орган.
Доводы заявителя о бездействии командира войсковой части ... по не направлению документов по запросу жилищного органа также не состоятельны, поскольку действия этого воинского должностного лица заявителем не оспаривались, в связи с чем не могут быть предметом судебного разбирательства.
Ссылка автора жалобы на определение Челябинского областного суда от 12 августа 2014 года не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку преюдициального значения для разрешения данного спора не имеет.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, гарнизонный суд правильно разрешил возникший спор, при этом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, следует признать необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств, поэтому они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 12 мая 2015 года по заявлению Киричко К.Н. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда И.В. Шульга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.