Судья Нижегородского областного суда Н.Т. Колесникова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода N от 14.01.2015 года ФИО3 Н.К.
на решение судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 апреля 2015 года по жалобе Бабенышева А.В. на постановление начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода N от 14.01.2015 года о привлечении председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" - Бабенышева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
16 декабря 2014 года старший государственный налоговый инспектор ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода Баранов Г.Г. составил в отношении председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" Бабенышева А.В. протокол N 58/1 об административном правонарушении, предусмотренный ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ в связи с тем, что при входе в здание АЗС "Газпромнефть-Северо-Запад", расположенной по адресу: "адрес" ФИО5, "адрес" "А", осуществлялся прием наличных денежных средств от населения для экспресс-оплаты сотовой связи, интернета, коммунальных услуг и т.п. через платежный терминал N 7075706 принадлежащей ООО "Коммерческий Банк Развития" без применения контрольно-кассовой машины, ввиду её отсутствия в составе терминала (на квитанциях нет признака ЭКЛЗ, отсутствует название "кассовый чек" и признак фискальной памяти), так в 12 часов 56 минут ФИО7 произведена оплата сотовой связи в размере 10 рублей, что подтверждено документом в виде чека, с номером сессии 24111412552021411612 от 24.11.2014 года, а не кассовым чеком, который должен был напечатать терминал, что повлекло нарушение п.1 ст.2 и п.2, п.3 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных средств".
Постановлением начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода N 58/1 от 14.01.2015 года ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Бабенышев А.В. обжаловал его в Советский районный суд города Нижнего Новгорода.
Решением судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 апреля постановление начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода N 58/1 от 14.01.2015 года отменено и производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, начальник ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода N 58/1 от 14.01.2015 года ФИО3 Н.К. решение судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 апреля 2015 года отменить и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода ФИО16 рассматривается при участии защитника Бабенышева А.В. - ФИО8, которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права ясны, ходатайств и отводов не заявлено.
В судебное заседание не явились Бабенышев А.В., начальник ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода ФИО17, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Судья, пересматривающий дело по жалобе, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы заявителя, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч.12 ст. 4 Федерального закона от 03.02.2009 года N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", платежный агент при приёме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и в соответствии с п.1 ст. 5 "Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа".
В силу ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных средств" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положениями п.1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных средств" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Из материалов дела следует, что на основании поручения N 1028/13 от 24 ноября 2014 года заместитель начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода проведена проверка в целях проведения налогового контроля по вопросам: по применению контрольно-кассовой кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операции, осмотр (обследование) помещений и территорий, документов и предметов, используемых для извлечения доходов проверяемого объекта, по вопросу установления факта и условий осуществления деятельности в соответствии требованиями Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники" в отношении ООО "Коммерческий Банк Развития", расположенного по адресу: "адрес" ФИО5, "адрес" "А" (платежный терминал на АЗС).
24 ноября 2014 года по итогам проведенной проверки в отношении председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" Бабенышева А.В. по факту выявленных нарушений был составлен Акт 000034 проверки исполнения Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". На основании данного акта 16 декабря 2014 года старший государственный налоговый инспектор ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода ФИО18 составил в отношении председателя правления ООО "Коммерческий банк развития" Бабенышева А.В. протокол N 58/1 об административном правонарушении. Как следует из протокола, что 24 ноября 2014 года в 12 часов 56 минут в ходе проверки ООО "Коммерческий банк развития", установлено, что при входе в здание АЗС "Газпромнефть-Северо-Запад, расположенного по адресу: г.Н. ФИО5, "адрес" А, осуществлялся прием наличных денежных средств от населения для экспресс-оплаты сотовой связи, интернета, коммунальных услуг и т.п. через платежный терминал N 7075706, не отвечающий установленным требованиям федерального закона54-ФЗ к банкоматам, принадлежащий ООО "Коммерческий Банк Развития" без применения контрольно-кассовой машины, ввиду её отсутствия в составе терминала (на квитанциях нет признака ЭКЛЗ, отсутствует название "кассовый чек" и признак фискальной памяти), так в 12 часов 56 минут ФИО7 произведена оплата сотовой связи в размере 10 рублей, что подтверждено документом в виде чека, с номером сессии 24111412552021411612 от 24.11.2014 года, выданного платежным терминалом а не кассовым чеком, который должен был напечатать терминал, что повлекло нарушение п.1 ст.2 и п.2, п.3 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных средств". За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность по п 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Постановлением N 58/1 начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода ФИО19 от 14 января 2015 года Бабенышев А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Отменяя постановление N 58/1 начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода от 14.01.2015 года о привлечении Бабенышева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ и прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, судья Советского районного суда города Нижнего Новгорода пришел к правильному выводу, что при рассмотрении настоящего административного дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, а именно то, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" Бабенышев А.В., тем самым лишив Бабенышева А.В. гарантий, предусмотренных ст.ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, а ИФНС России Советского района города Нижнего Новгорода не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. ИФНС России Советского района города Нижнего Новгорода не были предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии вины в действиях Бабенышева А.В.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении Бабенышева А.В., назначенное на 16.12.2014 года, было направлено 25 ноября 2014 года по адресу: ООО КБ "КБР Банк" "адрес", стр.1 и г.Н. ФИО5, "адрес". По утверждению защитника Бабенышев А.В.по данному адресу не зарегистрирован и не проживает. Не имея сведений о вручении Бабенышеву А.В. уведомления, тем не менее 16 декабря 2014 года был составлен протокол об административном правонарушении.(л.д.112-116).
Невозможность присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, - Бабенышева А.В. при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, лишило его возможности, реализовать свои права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника.
Между тем, на л.д. 63-66 имеется акт приема-передачи оборудования к договору аренды банкоматов, сертификация банкоматов и технический паспорт на банкомат с техническими характеристиками.
Установив, что отсутствуют какие-либо доказательства, надлежащего извещения лица привлекаемого к административной ответственности, районным судом сделан правильный вывод о том, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, в том числе права на защиту, которое не позволило всесторонне, объективно и полно рассмотреть дело об административном правонарушении, что на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ повлекло за собой отмену постановления должностного лица с прекращением производства в отношении председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" Бабенышева А.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В силу изложенного составление протокола без извещения надлежащим образом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (в данном случае Бабенышева А.В.), является существенным нарушением порядка привлечения последнего к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что устранить на стадии рассмотрения дела вышеуказанное нарушение требований КоАП РФ не представляется возможным, без чего не достигается правовая определенность по данному делу, а возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, то факт совершения вменяемого председателю правления ООО "Коммерческий Банк Развития" Бабенышеву А.В. административного правонарушения нельзя признать доказанным, в связи, с чем судья Советского районного суда города Нижнего Новгорода пришел к выводу, что постановление начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода N 58/1 от 14.01.2015 года о привлечении председателя правления ООО "Коммерческий Банк Развития" - Бабенышева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ не может быть признан законным и обоснованным, подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение судьи районного суда полностью соответствует требованиям ст.30.7 КоАП РФ, является законным и обоснованным, поскольку основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого судья районного суда правомерно сослался.
Указания в жалобе на нарушение норм ГПК РФ, является незаконной, поскольку нормы гражданского процессуального законодательства не применимы к данным правоотношениям.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения, вопреки доводам жалобы оснований для его отмены по делу не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 апреля 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья, пересматривающий дело по жалобе,
РЕШИЛ:
Решение судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 апреля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу начальника ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода ФИО25 - без удовлетворения.
Судья областного суда Н.Т. Колесникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.