Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 13 августа 2015 г. по делу N 33А-1446/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Орловой М.С., с участием представителя должностного лица Логунова ФИО8. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 25 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Московского территориального управления военных сообщений капитана ФИО9 Дмитрия Александровича об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" (далее - УФО), связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения представителя должностного лица, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, старший помощник военного коменданта комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и станции Москва-Курская Московской железной дороги, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 30 августа 2010 года N 168 освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение командующего войсками Западного военного округа с постановкой на все виды довольствия и содержанием в списках личного состава Московского территориального управления военных сообщений.
По избранному после увольнения постоянному месту жительства ( "адрес"), совпадающему с последним местом военной службы, заявитель с семьей включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с декабря 2006 года.
В связи с необеспеченностью по последнему месту службы жилым помещением, Саликов на основании договора от 31 декабря 2013 года, заключенного до 31 декабря 2014 года, осуществлял найм жилого помещения, расположенного в "адрес", ежемесячная плата по которому составляла 15 000 рублей.
По рапорту заявителя от 12 февраля 2015 года приказом начальника военных сообщений Московского управления военных сообщений от 16 февраля 2015 года N 21 принято решение о выплате ФИО1 за период с августа по декабрь 2014 года ежемесячной денежной компенсации за наем вышеуказанного жилого помещения в размере 15 000 рублей. Однако, несмотря на это, в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения ФИО1 отказано УФО.
Полагая свои права нарушенными, он обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанный отказ должностного лица и возложить на руководителя УФО обязанность по выплате ему задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения за период с августа по декабрь 2014 года.
Он также просил суд обязать должностное лицо возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и приказа Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909", утверждает о нарушении должностным лицом его права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку в установленном порядке он по последнему месту службы принят на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, которыми за период службы никогда не обеспечивался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Принимая решение об отказе заявителю в удовлетворении его заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 относится к категории военнослужащих, на весь срок военной службы обеспечивающихся служебными жилыми помещениями. При этом установил, что заявитель в период службы на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не принимался, а поэтому претендовать на получение оспоренной им денежной компенсации не может.
Вместе с тем с данным выводом гарнизонного военного суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из материалов дела, в частности копии послужного списка заявителя, следует, что офицерское звание лейтенанта ему было присвоено в июне 2004 года после окончания Военно-транспортного университета железнодорожных войск Российской Федерации.
При таких данных ФИО1 действительно относится к категории военнослужащих, на весь срок военной службы обеспечивающихся служебными жилыми помещениями, и право на обеспечение жилыми помещениями в собственность бесплатно или по договору социального найма у которых возникает только при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, выплата денежной компенсации производится указанной в законе категории военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, не более установленных сумм.
Согласно п. 12 и 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы.
Таким образом, действующее законодательство выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения связывает с нуждаемостью военнослужащего, в частности по последнему месту службы, в жилом помещении.
По делу установлено, что в соответствии с приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 30 августа 2010 года N 168 ФИО1, достигший общей продолжительности военной службы 10 лет, освобожден от занимаемой воинской должности и в связи с организационно-штатными мероприятиями зачислен в распоряжение командующего войсками Западного военного округа с постановкой на все виды довольствия и содержанием в списках личного состава Московского территориального управления военных сообщений.
Материалами дела также подтверждаются обстоятельства, связанные с тем, что по избранному после увольнения постоянному месту жительства ( "адрес"), совпадающему с последним местом службы, заявитель с семьей включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 15 декабря 2006 года.
Поскольку заявитель по месту службы в 2006 году был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, а в 2010 году приобрел право на обеспечение по последнему месту службы жилым помещением в собственность бесплатно или по договору социального найма в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям при общей продолжительности военной службы более 10 лет, что подтверждается сведениями вышеуказанного Единого реестра, то при таких обстоятельствах, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, ФИО1 до обеспечения жильем вправе получать денежную компенсацию за наем жилого помещения за период его осуществления, то есть с 1 августа по 31 декабря 2014 года.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования заявителя о признании незаконными действий должностного лица, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, подлежат удовлетворению, то при таких обстоятельствах судебные расходы, понесенные заявителем по оплате государственной пошлины, в размере 300 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ должны быть ему возмещены УФО.
На основании вышеприведенного обжалуемое судебное постановление в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 и п. 3-4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда 25 мая 2015 года по заявлению ФИО10 Дмитрия Александровича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление ФИО11 Д.А. удовлетворить.
Признать незаконными действия руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"", связанные с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Обязать руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" выплатить ФИО12 Д.А. денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 1 августа по 31 декабря 2014 года в размере 15 000 рублей, ежемесячно, а также возместить заявителю понесенные им по делу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Председательствующий Балабанов Н.Н.
Секретарь судебного заседания Орлова М.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.