Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 20 августа 2015 г. по делу N 33А-1464/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" (далее - УФО) на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 июня 2015 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 45603 подполковника ФИО7 Евгения Анатольевича об оспаривании действий руководителя УФО, связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы должностного лица, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 25 марта 2009 года N 62 освобожден от занимаемой воинской должности начальника группы штаба управления начальника ВВС и ПВО ВМФ ( "адрес") и зачислен в распоряжение воинского должностного лица в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом по последнему месту службы заявитель составом семьи 1 человек включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 1 февраля 2000 года.
В связи с необеспеченностью по месту службы жилым помещением ФИО1 на основании договора от 28 октября 2013 года, заключенного до 30 сентября 2014 года, и договора от 26 сентября 2014 года, заключенного на срок с октября 2014 года по 31 августа 2015 года, осуществляет найм жилого помещения, расположенного в "адрес", ежемесячная плата по которым составляет 15 000 рублей.
В рапортах от 31 августа, 30 сентября, 6 ноября, 3 декабря 2014 года и от 12 января, 11 февраля, 3 марта, 3 апреля и 6 мая 2015 года, заявитель просил командира войсковой части 45603 о принятии решения по выплате ему за период с сентября 2014 года по май 2015 года денежной компенсации за поднаем вышеуказанного жилого помещения в размере 15 000 рублей за каждый месяц.
Указанные рапорта ФИО1 удовлетворены должностным лицом, и приказы о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с сентября 2014 года по апрель 2015 года направлены в УФО, которое не произвело выплату оспоренной компенсации, в связи с отсутствием сведений о принятии заявителя на учет военнослужащих, нуждающихся по месту службы в обеспечении служебными жилыми помещениями, и недоказанностью обстоятельств, связанных с невозможностью командования обеспечить ФИО1 по месту службы жилым помещением.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил возложить на должностное лицо обязанность по выплате ему задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения за период с сентября 2014 года по май 2015 года, а также возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично и взыскал с УФО в пользу заявителя оспоренную им денежную компенсацию за период с сентября 2014 года по апрель 2015 года в размере 15 000 рублей за каждый месяц, а всего 120 000 рублей, а также судебные расходы в размере 300 рублей. В требовании о возложении на должностное лицо обязанности выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения за май 2015 года заявителю отказано по причине не поступления в УФО выписки из соответствующего приказа командира воинской части.
В апелляционной жалобе руководитель УФО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, указывает на отсутствие оснований для выплаты заявителю оспоренной им компенсации, поскольку она выплачивается военнослужащим, принятым на соответствующий жилищный учет, и только при условии невозможности их обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Утверждает о том, что в силу Указаний Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2011 года командир воинской части не вправе был издавать приказы о выплате заявителю денежной компенсации за поднаем жилого помещения, не согласовав его рапорта о ее производстве с Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на предмет принятия ФИО1 на соответствующий жилищный учет и необеспеченности его по месту службы служебным жильем.
Считает, что поскольку выплата денежной компенсации за наем жилого помещения осуществляется ежемесячно, то при таких обстоятельствах суд первой инстанции должен был применить последствия пропуска заявителем срока обращения с заявлением в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона в редакции, действующей с 14 ноября 2013 года, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
По делу установлено, что Бровко заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и в период прохождения военной службы в "адрес" составом семьи 1 человек с 1 февраля 2000 года включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, заявитель относится к категории военнослужащих, которые в период службы подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.
При указанных обстоятельствах довод жалобы о том, что для получения оспоренной компенсации ФИО1 должен быть признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, следует признать несостоятельным.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, выплата денежной компенсации производится указанной в законе категории военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, не более установленных сумм.
В силу п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы.
Таким образом, действующее законодательство выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения связывает с нуждаемостью военнослужащего по месту службы в жилом помещении.
Согласно копии лично карточки очередника, ФИО1 по последнему месту службы принят на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 1 февраля 2000 года.
Установив вышеуказанные обстоятельства, связанные с нуждаемостью заявителя по месту службу в жилом помещении, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель вправе получать оспоренную им компенсацию за период с сентября 2014 года по апрель 2015 года.
Поскольку решение о выплате заявителю денежной компенсации принято командиром воинской части, в распоряжении которого он находится, о чем изданы соответствующие и ни кем не отмененные приказы, направленные в УФО, а письменного отказа в производстве оспоренной выплаты должностным лицом принято не было, то при таких обстоятельствах суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы о пропуске ФИО1 срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что указанный срок им пропущен не был.
Доводу жалобы на необходимость применения по делу Указаний Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2011 года судом первой инстанции дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 10 июня 2015 года по заявлению ФИО8 Евгения Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий Балабанов Н.Н.
Секретарь судебного заседания Файзуллин Р.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.