Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО " "данные изъяты"" Тарасова С.М. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 20 апреля 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ЗАО " "данные изъяты"",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 20 апреля 2015 года ЗАО " "данные изъяты"" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей за нарушение требований п.1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п.4 ст.23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Решением судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, генеральный директор ЗАО " "данные изъяты"" Тарасов С.М. просит решения по делу отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Приводит доводы о том, что ЗАО " "данные изъяты"" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований по обязательному получению разрешения на выброс загрязняющих веществ. Считает обвинение необоснованным, поскольку за весь период 1 квартала выброс вредных веществ в атмосферу не производился, а с ДД.ММ.ГГГГ приказом Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике ЗАО " "данные изъяты"" утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которое по его мнению является разрешением. Кроме того, указывает на нарушение судом права на защиту, выразившееся в отклонении ходатайства о допуске к участию в деле защитника. Полагает, что указанные им в жалобе обстоятельства являются исключительными, смягчающими административную ответственность, в связи с чем просит снизить размер штрафа.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителей ЗАО " "данные изъяты"" Павлова С.Л. и Маркову Е.Э., поддержавших доводы жалобы, мнение представителей Росприроднадзора Архипова С.А. и Игнатьевой А.Е. об оставлении жалобы без удовлетворения. прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения для юридических лиц влечет наложение административного штрафа от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу п. 1 ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной в период с 10 по 31 марта 215 Росприроднадзором плановой выездной проверки установлено, что Общество при эксплуатации автотранспорта и стационарных источников - цеха выделки, швейного цеха, механического участка и котельной, работающей на природном газе, осуществляет выброс вредных веществ (диоксид азота, оксид азота, окись углерода, пыль меховая, аммиак и др.) в атмосферный воздух без специального разрешения.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу п. 1 ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вина ЗАО " "данные изъяты" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, подтверждается: протоколом отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом КХА промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому выброс вредных веществ в атмосферный воздух по пыли меховой и аммиаку составил 0,000661 г/с и 0,000299 г/с, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года, согласно которому загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами составил 0,2475 т. и другими материалами дела.
Срок ранее выданного разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный в воздух получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ЗАО " "данные изъяты"" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии выбросов в проверяемый период в связи неосуществлением хозяйственной деятельности опровергаются представленными материалами.
Проведение необходимых мер по соблюдению требований правил и норм в области охраны окружающей среды в целях получения соответствующего специального разрешения, в том числе несвоевременное его получение, не свидетельствует об отсутствии в действиях ЗАО " "данные изъяты"" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является формальным.
Длительность процедуры получения разрешения не свидетельствует об отсутствии вины общества, поскольку ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность не за своевременность получения разрешения, а за факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике для ЗАО " "данные изъяты"" утверждены (установлены) нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный в воздух.
Вопреки доводам жалобы, утверждение нормативов выбросов не является выдачей разрешения, предусмотренного ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", и не свидетельствует об отсутствии в действиях ЗАО состава вмененного административного правонарушения.
Наказание назначено ЗАО " "данные изъяты"" по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.21 КоАП.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности судьей не установлено, что является правильным.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ) при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом характера и обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения оснований для применения вышеприведенной нормы закона и назначения административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не имеется.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным и решение судьи, не установлено.
В материалах дела не имеется сведений, подтверждающих представление в районный суд заверенной должным образом копии доверенности ЗАО " "данные изъяты"", наделяющей ФИО1 представлять интересы Общества при производстве по делам об административных правонарушениях, оснований для ее допуска к участию в деле у судьи районного суда не имелось.
Иных аргументированных доводов, опровергающих выводы должностного лица и суда, свидетельствующих о незаконности принятых по делу постановления и решения, жалоба не содержит.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену состоявшихся решений по делу, не допущено.
При таких обстоятельствах жалоба Общества удовлетворению не подлежит
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 20 апреля 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ЗАО " "данные изъяты"", оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО " "данные изъяты"" Тарасова С.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.