Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Поликарповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Прокопьева Ю.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (далее - УПФР в Вурнарском районе ЧР) N от /.././../.2015 Прокопьеву Ю.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от /.././../.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия у него требуемого законом 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. Комиссией специальный стаж установлен в 22 года 10 месяцев 20 дней (по Постановлению Правительства РФ N 781 от 29.10.2002) и в 21 год 7 месяцев 28 дней (по Постановлению Правительства РФ N 665 от 16.07.2014).
Не согласившись с указанным решением, Прокопьев Ю.В. обратился в суд с иском о включении в специальный стаж периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с /.././../.1988 по /.././../.1990 (по Постановлению N781), периодов нахождения на курсах повышения квалификации с /../.09.1997 по /../.10.1997, с /../.10.2003 по /../.11.2003, с /../.11.2011 по /../.11.2011, периода работы в должности учителя физической культуры в "средней школе" с /../.03.2015 по /../.03.2015 и назначении досрочной трудовой пенсии с /../.03.2015. Требования основаны на том, что при включении в указанных периодов в специальный стаж у истца, исчисленный по Постановлению Правительства РФ N 781) с учетом включенных ответчиком в стаж периодов, составляющих 22 года 10 месяцев 20 дней, имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж.
В судебном заседании истец Прокопьев Ю.В. и его представитель Никифоров Ю.А. исковые требования поддержали.
Представитель УПФР в Вурнарском районе ЧР Петрова Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Вурнарским районным судом Чувашской Республики от 12.05.2015 (с учетом определения об исправлении описки от 16.06.2015) постановлено: иск Прокопьева Ю.В. к УПФР в Вурнарском районе ЧР удовлетворить частично. Решение УПФР в Вурнарском районе ЧР N от /../.03.2015 в части отказа Прокопьеву Ю.В. во включении периода службы в Вооруженных силах с /../.12.1988 по /../.11.1990, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с /../.09.1997 по /../.10.1997, с /../.10.2003 по /../.11.2003, с /../.11.2011 по /../.11.2011, периода работы учителем физической культуры "средней школы" с /../.03.2015 по /../.03.2015, признать незаконным. Обязать УПФР в Вурнарском районе ЧР включить в специальный стаж Прокопьева Ю.В., дающий ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в Вооруженных силах с /../.12.1988 по /../.11.1990, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с /../.09.1997 по /../.10.1997, с /../.10.2003 по /../.11.2003, с /../.11.2011 по /../.11.2011, период работы учителем физической культуры "средней школы" с /../.03.2015 по /../.03.2015. В удовлетворении иска Прокопьева Ю.В. к УПФР в Вурнарском районе ЧР о признании решения УПФР в Вурнарском районе ЧР N от /../.03.2015 в части отказа Прокопьеву Ю.В. во включении в специальный стаж, дающий право па назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, работы в "средней школе" /../.03.2015 как в должности учителя физической культуры и включении его в специальный стаж, дающий право па назначение досрочной трудовой пенсии по старости, отказать. Обязать УПФР в Вурнарском районе ЧР назначить Прокопьеву Ю.В. досрочную страховую пенсию с 17.03.2015.
УПФР в Вурнарском районе ЧР на указанное решение подана апелляционная жалоба по мотивам его необоснованности в части повторного включения Прокопьеву Ю.В. в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы в армии с /.././../.1988 по /.././../.1990 и обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости с 17.03.2015. Ответчик указывает, что расчет педагогического стажа в размере 22 года 10 месяцев 20 дней произведен в соответствии с Правилами и Списком, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, которыми не предусмотрена возможность зачета в специальный стаж педагогических работников периодов военной службы по призыву. Данная правовая позиция неоднократно излагалась судами при вынесении решения о зачете в педагогический стаж периодов службы в армии. Расчет педагогического стажа в 21 год 7 месяцев 28 дней произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, которое позволяет производить расчет специального стажа педагогических работников с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения работы. Таким образом, Управление ПФР принимая решение от 25.03.2015 N 48 в части включения в педагогический стаж Прокопьева Ю.В. периода службы в армии, соблюло требования пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N.665 и Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397. Учитывая, что на момент обращения в Управление ПФР у истца отсутствует требуемый педагогический стаж, обязание ответчика назначить досрочно страховую пенсию с /../.03.2015 также подлежит отмене. Таким образом, при исследовании обстоятельств дела, суд не дал им надлежащей правовой оценки, что повлекло принятие незаконного решения.
В судебном заседании представитель ответчика УПФР в Вурнарском районе ЧР Петрова Н.А. просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец Прокопьев Ю.В. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом "м" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16. 07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно п. 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
По выбору застрахованных лиц могут применяться:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Исходя из указанных норм, ответчиком и был рассчитан стаж истца по двум вариантам: по Спискам и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, а также по Спискам и Правилам, действовавшим в периоды той или иной деятельности.
Разрешая требование истца о включении в стаж периода прохождения военной службы, суд первой инстанции, фактически, включил его в стаж, подлежащий исчислению по Списку и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, поскольку указал, что ответчик необоснованно не включил этот период при определении специального стажа в 22 года 10 месяцев и 20 дней, руководствуясь при этом Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
Вместе с тем, ни Список, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривают возможность включения периода военной службы в специальный стаж, а возможность включения периода военной службы при исчисления стажа по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, ответчиком признавалась и указанный период по данному Положению был учтен.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения данного требования и решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового об отказе во включении периода службы в армии в стаж при исчислении стажа работы по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
По существу данного дела, суду, включившему в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и работы, которые ответчиком вообще не были включены в стаж, следовало лишь рассчитать имеющийся у истца стаж по двум вариантам и с учетом этого решить вопрос о праве на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из решения ответчика, все изложенные в решении периоды, за исключением периодов военной службы и работы тренером-преподавателем ДЮСШ, включены в стаж по обоим вариантам. При этом, период военной службы включен в стаж по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665), а периоды работы тренером-преподавателем ДЮСШ ... с /../.08.1988 по /../.12.1988 и с /../.11.1990 по /../.09.1993 включены только при исчислении стажа по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Вместе с тем, в силу п.2 Положения 1959 года в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
Согласно п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И при применении данного Положения к внешкольным детским учреждениям относились, в том числе, детско-юношеские спортивные школы, а к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве тренера-преподавателя.
Таким образом, периоды работы истца тренером-преподавателем ДЮСШ подлежит учету и при исчислении периодов работы по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, подлежащему применению в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 с 01.01.1992, работа тренером-преподавателем в ДЮСШ также подлежала включению в специальный стаж.
С учетом стажа, исчисленного ответчиком по Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 с применением законодательства, действовавшего в периоды работы, в 21 год 7 месяцев 28 дней, периодов работы истца тренером-преподавателем ДЮСШ с /../.08.1988 по /../.12.1988 и с /../.11.1990 по /../.09.1993, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы, включенных в стаж судом, у истца имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж в 25 лет.
Исходя из изложенного, решение суда в части возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости является правильным и основания для удовлетворения апелляционной жалобы в указанной части не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2015 года в части признания незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии N от /../ марта 2015 года об отказе Прокопьеву Ю.В. во включении периода службы в Вооруженных силах с /../ декабря 1988 года по /../ ноября 1990 года в специальный стаж и возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии обязанности по включению указанного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прокопьеву Ю.В. в указанной части отказать.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2015 года в остальной части оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Савельева Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.