Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 02 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Сабирова Р.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии (далее - УПФ РФ в г.Канаш и Канашском районе ЧР) от /.././../.2015 Сабирову Р.Р. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия у него требуемого законом 30-летнего специального стажа медицинской деятельности. Комиссией специальный стаж установлен в 29 лет ... месяцев ... дней.
Не согласившись с указанным решением, Сабиров Р.Р.обратился в суд с иском (с учетом уточнения - л.д.57) о включении в специальный стаж периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с /.././../.1988 по /.././../.1990. Требования основаны на том, что в период прохождения им военной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", которым было предусмотрено, что работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Его специальный стаж ответчиком установлен в 29 лет ... месяцев ... дней, то есть составляет более чем 20 лет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Сабиров P.P. и его представитель Иванов В.А. исковые требования поддержали, представитель УПФ РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР Тамбова А.В. иск не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и в возражении на иск.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 02.06.2015 постановлено: решение УПФ РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР от /.././../.2015 признать незаконным и отменить в части не включения в специальный стаж Сабирова Р.Р. периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с /.././../.1988 по /.././../.1990 и отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения за ней.
Обязать УПФ РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР включить Сабирову Р.Р. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с /.././../.1988 по /.././../.1990 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения за ней - с /.././../.2015.
На указанное решение УПФ РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности. Ответчик полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права. Ответчик указывает, что истцом не представлены справки о прохождении службы в качестве сан.инструктора с /.././../.1988 по /.././../.1988, поскольку из архивной справки следует, что он был назначен на указанную должность с /.././../.1988. Кроме того, Постановлением N1397 поименована только должность дезинфекционного инструктора.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР Петрова И.А. апелляционную жалобу поддержала, представитель истца Иванов В.А. просил жалобу оставить без удовлетворения.
Истец Сабиров Р.Р., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом "н" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16. 07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно п. 3 Постановления при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления по выбору застрахованных лиц может применяться Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее Положение 1959 года), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии ответчиком не включен период службы по призыву в должности санитара-инструктора дозиметриста с /.././../.1988 по /.././../.1990.
Вместе с тем, подпунктом "г" пункта 1 Положения 1959 года предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 Положения установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На момент обращения к ответчику за назначением пенсии истцом выработано более 2/3 специального трудового стажа.
Таким образом, Сабиров Р.Р., имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 20 лет (2/3), имеет право на зачет указанного периода службы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Что касается доводов жалобы об отсутствии сведений о должности, занимаемой истцом до /.././../.1988, они правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку истец не претендовал на включение периода его работы в качестве инструктора-дезинфектора во время прохождения службы по призыву в соответствии абзацем 2 п. 4 Положения 1959 года, которым предусмотрено, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности независимо от наличия стажа по специальности продолжительностью более 20 лет (2/3).
Истец претендовал на включение данного периода в подсчет специального стажа и назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как периода службы в Советской Армии, следовательно, довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Сабирова Р.Р. о включении в специальный стаж периода службы, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Учитывая, что на /.././../.2015 стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Сабирова Р.Р. составил более 30 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о праве истца на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, эти доводы аналогичны доводам, на которые ссылался представитель ответчика в возражениях на заявленные требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 02 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Савельева Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.