Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Рыжова В.М., Синцевой Н.П.
при секретаре Аблязове Н.И.
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Синцевой Н.П. дело по апелляционной жалобе представителя Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенности Ежова Е.А. на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 20 марта 2015 года, которым постановлено:
Заявление Пчелинцева А.В., Пчелинцевой Т.И. о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков в аренду, понуждении к предоставлению земельных участков в районе ул. "адрес" площадью 7320 кв.м., 10012 кв.м., 10011 кв.м. с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" в аренду с разрешенным использованием производственные предприятия 5 класса вредности, оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенностям Ежова Е.А., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Пчелинцева Т.И. обратилась в суд с заявлением, ссылаясь на положения ст. 254-255 ГПК РФ, просила восстановить положение, существовавшее до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения путем признания злоупотребления правом, выразившимся в отказе органа местного самоуправления города Пензы от 08.12.2014 года о непредставлении земельного участка, согласно утвержденному мировому соглашению 28.02.2013 г. года; признать незаконным отказ администрации г. Пензы от 08.12.2014 г. в предоставлении земельного участка площадью 7320 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в районе ул. "адрес" с разрешенным использованием производственные предприятия 5 класса вредности и обязать администрацию г. Пензы предоставить ей в аренду земельный участок площадью 7320 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в районе ул. "адрес" с разрешенным использованием производственные предприятия 5 класса вредности.
Заявитель указала, что определением Первомайского районного суда города Пензы от 05.03.2013 г. года между ней Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и Администрацией города Пензы судом было утверждено мировое соглашение, в рамках выполнения которого расторгнут договор аренды земельного участка от 21.11.2012 г. N 255/12 и прекращено право аренды, о чем в ЕГРП была сделана соответствующая запись. Земельный участок в районе ул. Перспективной г.Пензы перешел в распоряжение органа местного самоуправления. После чего во исполнение условий названного мирового соглашения она сформировала земельный участок по адресу: "адрес", площадью 7320 кв.м. и поставила его 11.07.2013 г. на кадастровый учет, где участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты". После выполнения указанных условий 10.11.2014 г. она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении вновь сформированного земельного участка в аренду под строительство производственного предприятия V класса вредности.
12.01.2015 г. стало известно, что 08.12.2014 г. ей отказано в предоставлении земельного участка в аренду. В качестве оснований для отказа было указано, что производственные предприятия V класса вредности являются объектами капитального строительства, в администрации города Пензы отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке и принадлежащих ей на каком-либо праве; что в соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ, ст.2 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. N1096-50/4, предоставление земельных участков для строительства осуществляется по результатам проведения торгов. Поскольку администрацией города Пензы не осуществлялась процедура проведения торгов испрашиваемого земельного участка, принять решение о подготовке документов о предоставлении в аренду земельного участка площадью 7320 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с разрешенным использованием: производственные предприятия V класса вредности не представляется возможным.
Заявитель считала, что данный отказ является законным, поскольку мировое соглашение является договором, подлежащим утверждению судом, к нему помимо норм процессуального права подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора и о толковании договора. В силу принципа свободы договора мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону условия. Инициатором предложенного варианта была Администрация города Пензы, при этом, она не намеревалась расторгать договор аренды, заключенный с 12.11.2012 г. по 12.11.2015 г. Данное соглашение заключено сторонами, действующими на основании Положений и Устава города Пензы, в которые представляли интересы данных юридических лиц, в соответствии с полномочиями и проверенными судом до заключения мирового соглашения. Соглашение является действующим.
08.04.2013 г. начальником Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Пензы, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный номер 179). А поскольку испрашиваемый земельный участок не предназначен для жилищного строительства и в Положении о предоставлении земельных участков, утвержденных решение городской думы, не указан конкретный перечь какие земельные участки не могут предоставляться по процедуре предварительного согласования, то утверждение схемы и подписание мирового соглашения соответствует действующему законодательству.
Заявитель полагала, что администрация города Пензы злоупотребляет правом и, используя свое доминирующее положение, нарушает её право на приобретение земельного участка по адресу: "адрес" в аренду. А также лишает её права возврата в первоначальное положение, а именно возобновление договора аренды на земельный участок по адресу: "адрес".
С аналогичным заявлением в суд обратился Пчелинцев А.В., в котором просил: 1) восстановить положение, существовавшее до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения путем признания злоупотребления правом, выразившимся в отказе органа местного самоуправления города Пензы от 11.12.2014 г. о непредставлении земельного участка согласно утвержденному мировому соглашению 26.02.2013 г., 2) признать недействительным отказ администрации города Пензы от 11.12.2014 г. о непредставлении земельного участка площадью 10012 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с разрешенным использованием: производственные предприятия V класса вредности, 3) обязать администрацию города Пензы предоставить ему в аренду земельный участок площадью 10012 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с разрешенным использованием: производственные предприятия V класса вредности.
В обоснование заявления указал, что определением Первомайского районного суда города Пензы от 06.03.2013 года между ним Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и Администрацией города Пензы было утверждено мировое соглашение, в рамках выполнения которого расторгнут договор аренды земельного участка от 21.11.2012 N 254/12 и прекращено право аренды, о чем в ЕГРП была сделана запись, земельный участок в районе ул. "адрес" перешел в распоряжение органа местного самоуправления. После чего во исполнение условий названного мирового соглашения он сформировал земельный участок по адресу: "адрес", площадью 10012 кв.м. и поставил его 23.04.2013 г. на кадастровый учет, где участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты". После выполнения указанных условий 20.11.2014 г. он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении вновь сформированного земельного участка в аренду под строительство производственного предприятия V класса вредности. Однако, 12.01.2015 г. стало известно, что 11.12.2014 г. ему было отказано в предоставлении земельного участка в аренду по тем основаниям, что производственные предприятия V класса вредности являются объектами капитального строительства, а в администрации города Пензы отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке и принадлежащих ей на каком-либо праве.
В отказе имелась ссылка на положения ст.30 Земельного кодекса РФ, ст.2 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 года N1096-50/4, предоставление земельных участков для строительства осуществляется по результатам проведения торгов.
Считал данный отказ незаконным.
Кроме того, Пчелинцев А.В. обратился в суд с заявлением аналогичного содержания, в котором просил: 1) восстановить положение, существовавшее до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения путем признания злоупотребления правом, выразившимся в отказе органа местного самоуправления города Пензы от 11.12.2014 г. о непредставлении земельного участка согласно утвержденному мировому соглашению 26.02.2013 г., 2) признать недействительным отказ администрации города Пензы от 11.12.2014 г. о непредставлении земельного участка площадью 10011 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с разрешенным использованием: производственные предприятия V класса вредности, 3) обязать администрацию города Пензы предоставить ему в аренду земельный участок площадью 10011 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с разрешенным использованием: производственные предприятия V класса вредности.
В обоснование заявитель указал, что определением Первомайского районного суда города Пензы от 06.03.2013 г. между ним Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и Администрацией города Пензы было утверждено мировое соглашение, в рамках выполнения которого расторгнут договор аренды земельного участка от 21.11.2012 г. N 254/12 и прекращено право аренды, о чем в ЕГРП была сделана запись, земельный участок в районе ул. "адрес" перешел в распоряжение органа местного самоуправления. После чего во исполнение условий названного мирового соглашения он сформировал земельный участок по адресу: "адрес", площадью 10011 кв.м. и поставил его 11.07.2013 г. на кадастровый учет, где участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты". После выполнения указанных условий 20.11.2014 г. он обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о предоставлении вновь сформированного земельного участка в аренду под строительство производственного предприятия V класса вредности.
12.01.2015 г. стало известно, что 11.12.2014 г. ему было отказано в предоставлении земельного участка в аренду по тем основаниям, что производственные предприятия V класса вредности являются объектами капитального строительства, а в администрации города Пензы отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке и принадлежащих ей на каком-либо праве.
В отказе администрации имелась ссылка на положения ст.30 Земельного кодекса РФ, ст.2 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. N1096-50/4, предоставление земельных участков для строительства осуществляется по результатам проведения торгов.
Считал данный отказ незаконным.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 11.02.2015 г. заявления Пчелинцева А.В. о признании недействительным отказов администрации г.Пензы в предоставлении земельных участков, понуждении к предоставлении земельного участка в аренду объединены в одно производство.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 20.03.2015 г. в одно производство объединены дела по заявлениям Пчелинцева А.В. и Пчелинцевой Т.И. о признании недействительным отказов администрации г. Пензы в предоставлении земельных участков, понуждении к предоставлении земельного участка в аренду.
Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенности Ежов Е.А. 25.05.2015 г. обратился в Пензенский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20.03.2015 г. отменить, постановить новое решение об удовлетворении заявлений.
В жалобе её податель ссылается на то, что судом в нарушении норм процессуального законодательства необоснованно объединены дела по заявлениям Пчелинцевой Т.И. и Пчелинцева А.В. в одно производство, поскольку в делах участвовали не одни и те же стороны.
Податель жалобы указывает в ней, что суд дал неправильное толкование ст.29,30 Земельного Кодекса РФ; не принял во внимание обязательства сторон по мировому соглашению, которые были утверждены определением суда от 06.03.2013 г. и 05.03.2013 г. и которые имеют силу заключенной гражданско-правовой сделки.
В жалобе её податель указывает, что судом было нарушено право заявителей на продумывание текста жалобы, поскольку решение было оглашено 20.03.2015 г., а полный текст решения изготовлен и выдан 15.05.2015 г.
В возражениях на апелляционную жалобу, поданной в Пензенский областной суд 18.06.2015 г., представитель Администрации г. Пензы по доверенности Климов Е.А. просит решение Ленинского районного суда от 20.03.2015 г. оставить без изменения, жалобу представителя Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенностям Ежова Е.А. - без удовлетворения.
В судебное заседание Пчелинцев А.В., Пчелинцева Т.И., представитель Администрации г. Пензы, представитель Управления муниципального имущества администрации г. Пензы не явились. О дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
Представитель Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенностям Ежов Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение Ленинского районного суда от 20.03.2015 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении заявлений.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ и 257 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Пчелинцева А.В., Пчелинцевой Т.И., представителя Администрации г. Пензы, представителя Управления муниципального имущества администрации г. Пензы
Выслушав объяснения представителя Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенностям Ежова Е.А., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20.03.2015 г. законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Отказывая в удовлетворении заявлений Пчелинцеву А.В., Пчелинцевой Т.И., суд установил и обоснованно исходил из того, что определением Первомайского районного суда г. Пензы от 05.03.2013 года по гражданскому делу по иску Управления муниципального имущества администрации г. Пензы к Пчелинцевой Т.И. о расторжении договора аренды, взыскании задолженности по договору аренды между Пчелинцевой Т.И. и Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и Администрацией города Пензы утверждено мировое соглашение, в соответствии с условиями которого:
Управление муниципального имущества администрации г. Пензы отказывается от исковых требований в полном объеме. Пчелинцева Т. И. уплачивает Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы сумму долга в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в течение 30 рабочих дней с момента утверждения настоящего мирового соглашения; Пчелинцева Т. И. возвращает по акту приема-передачи арендованное имущество - земельный участок площадью 1606 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", в течение 5 рабочих дней с момента утверждения настоящего мирового соглашения; администрация г. Пензы утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 7 320 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; после постановки земельного участка на кадастровый учет и вынесения администрацией г.Пензы постановления о предоставлении земельного участка в аренду Управление муниципального имущества администрации г.Пензы заключает с Пчелинцевой Т. И. договор аренды на земельный участок сроком на 3 (три) года.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 06.03.2013 г. по делу по иску Управления муниципального имущества администрации г. Пензы к Пчелинцеву А. В. о расторжении договора аренды утверждено мировое соглашение, в соответствии с условиями которого:
Управление муниципального имущества администрации г. Пензы отказывается от исковых требований в полном объеме.
Пчелинцев А.В. возвращает по акту приема-передачи арендованное имущество - земельный участок площадью 4070 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", в течение 5 рабочих дней с момента утверждения мирового соглашения; Администрация г. Пензы утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плате территории ориентировочной площадью 10012 кв.м. и земельного участка ориентировочной площадью 10011 кв.м., расположенных по адресу: "адрес"; после постановки земельных участков на кадастровый учет и вынесения администрацией г. Пензы постановлений о предоставлении земельных участков в аренду; Управление муниципального имущества администрации г. Пензы заключает с Пчелинцевым А.В. два договора аренды на 2 (два) земельных участка сроком на 3 (три) года.
Материалами дела установлено, что Пчелинцевой Т.И. и Пчелинцевым А.В. договоры аренды земельных участков по "адрес" были расторгнуты, право аренды прекращено, указанные земельные участки перешли в распоряжение органа местного самоуправления.
Заявители сформировали земельные участки по адресу: "адрес", площадью 7320 кв.м., 10012 кв.м., 10011 кв.м. и поставили их на кадастровый учет, где участкам присвоены кадастровые номера "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
В 2014 году Пчелинцев А.В. и Пчелинцева Т.И. обратились в администрацию г. Пензы с заявлениями о предоставлении вновь сформированных земельных участков в аренду под строительство производственного предприятия V класса вредности.
Администрацией г. Пензы Пчелинцеву А.В. (ответ от 11.12.2014 г. N 7194) и Пчелинцевой Т.И. (ответ от 08.12.2014 г. N 7128) было отказано в предоставлении земельных участков в аренду, понуждении к предоставлению земельных участков в районе "адрес" площадью 7320 кв.м., 10012 кв.м., 10011 кв.м. с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" в аренду с разрешенным использованием производственные предприятия 5 класса вредности.
Вышеуказанные отказы, по мнению судебной коллегии, обоснованно признаны судом первой инстанции основанными на законе, ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был установлен ст.30 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ: 1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. 2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.
13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 года N1096-50/4 утверждено Положение "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", в статье 2 которого закреплен порядок оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
Так, предоставление земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьями 30 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 808, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Продажа земельных участков в собственность для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется на аукционах.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства определяется в соответствии со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление в аренду земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о проведении аукциона принимается администрацией города Пензы в форме постановления.
Предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства может также осуществляться без аукциона на основании заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, либо на аукционах.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка Администрация города Пензы может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом Главой города Пензы, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте Администрации города Пензы в сети Интернет.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, Администрация города Пензы принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину.
В случае поступления иных заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В связи с вышеуказанными правовыми нормами, изложенными в статье 30 ЗК РФ, а также Положении "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденном решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 года N1096-50/4, предполагают соблюдение органом местного самоуправления принципа публичности, который реализуется через возможность участия неопределенного круга лиц в процедуре предоставления земельного участка - торгов (аукционе).
В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Материалами дела установлено, что процедура проведения торгов в отношении земельных участков в районе ул. "адрес" площадью 7320 кв.м., 10012 кв.м., 10011 кв.м. с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" в аренду с разрешенным использованием производственные предприятия 5 класса вредности, не проводилась.
При указанных обстоятельствах, отказы администрации г.Пензы заявителям Пчелинцевой Т.И. и Пчелинцеву А.В. в предоставлении названных земельных участков в аренду основан на нормах закона.
Доводы жалобы, как на основания к отмене решения суда на определения судов Первомайского и Ленинского района г. Пензы соответственно об утверждении мировых соглашений от 05.03.2013 и от 06.03.2013 г, не принимается во внимание, поскольку указанные определения отменены апелляционными определениями Пензенского областного суда г. Пензы от 10.02.2015 г. и от 24.02.2015 г., в связи с чем не имеют юридической силы и не могут нести каких-либо юридических последствий для заявителей и заинтересованного лица.
В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушение прав и законных интересов заявителей.
Доводы жалобы о необоснованном объединении заявлений Пчелинцевой Т.И. и Пчелинцева А.В. в одно производство, не принимается во внимание, поскольку на основании ст. 151 ГПК РФ у суда имеется такое процессуальное право и в данном случае суд обоснованно этим правом воспользовался.
В отношении доводов жалобы, что у заявителей было мало времени на продумывание текста жалобы, в связи с поздним вручением им копии мотивированного решения суда от 20.03.2015 г., то данные доводы не принимаются во внимание, поскольку правом апелляционного обжалования заявители воспользовались в полной мере, жалоба полная, мотивированная.
Иные доводы жалобы не принимаются во внимание как основание к отмене решения суда по вышеизложенным мотивам.
Обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержится.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявлений Пчелинцева А.В., Пчелинцевой Т.И.
Таким образом, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, не основаны на правильном толковании закона, не учитывают исключительных обстоятельств данного дела и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 марта 2015 г. года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Пчелинцевой Т.А., Пчелинцева А.В. по доверенностям Ежова Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.