судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Ирышковой Т.В., Жуковой Е.Г.,
при секретаре Трофимовой Е.С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Потеминой Е.В ... дело по апелляционной жалобе УМВД России по Пензенской области на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 27 мая 2015 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить. Обязать УМВД России по Пензенской области восстановить (поставить) Борзихина В. Ф., "данные изъяты" в очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет, с ДД.ММ.ГГГГ."
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борзихин В.Ф. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Пензе, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на службе в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет, выслуга составляет 28 лет в календарном исчислении. В соответствии со справкой УМВД России по г. Пензе он состоял в очереди на улучшение жилищных условий в Первомайском РОВД г. Пензы, о чем в журнале учета очередников на получение жилплощади сделана запись N 40, а также в журнале учета сотрудников Первомайского РОВД г. Пензы, состоящих в очереди для улучшения жилищных условий сделана запись N 20. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в УМВД России по г. Пензе по вопросу восстановления его в очереди сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Пензе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в восстановлении в очереди в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о нуждаемости в улучшении жилищно-бытовых условий. ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился в жилищно-бытовую комиссию с заявлением о восстановлении его в очереди. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано и рекомендовано обратиться в суд. Считает, что решением жилищной комиссии и отказом УМВД России по г. Пензе нарушены его права и законные интересы. В состав его семьи входит жена ФИО1, сын ФИО2, сын ФИО3, дочь ФИО4, внук ФИО5 Они проживают в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Указанная квартира передана ему на основании договора социального найма, другого жилья у него нет. Согласно уведомления в ЕГРП отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества. Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГ в базе данных архива МУП "ОГСАГиТИ" сведений о принадлежности ему объектов недвижимого имущества не значится. Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. N 136-12/4 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе", на территории г. Пензы установлены: учетная норма жилых помещений в размере 10 и менее кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Общая площадь квартиры, в которой проживает истец со своей семьей составляет 50,2 кв.м. Таким образом, на одного человека приходится 8,37 кв.м., что менее учетной нормы. Просил признать решение жилищно- бытовой комиссии УМВД России по г. Пензе об отказе в восстановлении в очереди сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отказ начальника тыла УМВД России по г.Пензе от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; восстановить его в списках сотрудников УМВД России по г. Пензе, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Железнодорожного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено УМВД России по "адрес".
Определением Железнодорожного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ производство по иску Борзихина В.Ф. к УМВД России по "адрес" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии прекращено, в связи с отказом истца от иска в этой части.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по "адрес" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании истец Борзихин В.Ф. иск поддержал, уточнил заявленные требования и просил обязать УМВД России по "адрес" восстановить (поставить) его в очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановления на учет - с ДД.ММ.ГГГГ г.
Ответчик иск не признал.
Железнодорожный районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Пензенской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснвоанное. Ссылается на то, что истец никогда не состоял в УМВД России по Пензенской области в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В материалах личного дела отсутствуют какие-либо сведения о постановке его на учет, письменного уведомления о постановке на учет также представлено не было, не представлено учетное дело, список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из книги учета нельзя сделать однозначный вывод о нахождении истца в списках очередников.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представиель УМВД России по Пензенской области Демин П.Н. и представитель УМВД по г.Пензе Чернова Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержади. ФИО15 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Борзихин В.Ф. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).
Согласно п.п.2 п.3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
С 01.01.1984 по 01.03.2005 на территории Российской Федерации действовал Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г.
На основании ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно ст. 6 ч. 2 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекс РФ" N 189-ФЗ от 29.12.2004г. граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Жилищный кодекс РСФСР в ст. 49 устанавливал, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Совет Министров РСФСР постановлением от 31.07.1984г. N 335 установил такой порядок. Данным постановлением утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Подпунктом "б" п. 2 этого постановления поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Ленинградского и Московского Советов народных депутатов определить порядок учета и выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. N 335 и в целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений исполком областного Совета народных депутатов и Президиум областного совета профсоюзов решением от 10.12.1984г. N 661 утвердили Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пензенской области.
Примерные правила установили единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории РСФСР.
Пунктом 10 Примерных правил и п. 10 Правил по Пензенской области предусмотрен единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - по месту работы и по месту жительства, что соответствует ст.ст. 30, 49 ЖК РСФСР и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
В соответствии с п.п. 7 п.п. "а", 10, 13, 14, 16, 17, 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пензенской области, утвержденных решением исполкома областного Совета народных депутатов и Президиума областного совета профсоюзов от 10.12.1984г. N 661 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 и менее кв.м.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих, жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.
На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть организован по цехам и подразделениям. В таких случаях члены семьи, работающие на одном предприятии, в организации, по их желанию принимаются на учет каждый в своем цехе, подразделении.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменном виде.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, пользующиеся правом первоочередного и внеочередного предоставления (указанных в пунктах 23, 25 настоящих Правил).
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности, по установленной форме
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основание для постановки на учет.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Материалами дела установлено, что Борзихин В.Ф. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ г., был уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по п. "б" ч. 6 ст. 19 ФЗ "О милиции", по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел.
Удовлетворяя исковые требования, суд признал установленным и исходил из того, что Борзихин В.Ф. состоял в очереди сотрудников Первомайского РОВД г. Пензы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ
Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований не соглашаться с ним у судебной коллегии не имеется.
Так, из справки заместителя начальника УМВД России по г. Пензе ФИО6 N следует, что Борзихин В.Ф. действительно состоит в очереди на улучшение жилищных условий в Первомайском РОВД г. Пензы, о чем в "журнале учета очередников на получение жилплощади в Первомайском РОВД г. Пензы" сделана запись за номером 40 (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ), а также в "Журнале учета сотрудников Первомайского РОВД г. Пензы, состоящих на очереди для улучшения жилищных условий" сделана запись за номером 20 (заявление от ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 8).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ Борзихину В.Ф. начальником тыла УМВД России по г. Пензе было сообщено, что согласно журнала учета сотрудников Первомайского РОВД г. Пензы, состоящих на очереди для улучшения жилищных условий он действительно зарегистрирован в очереди под номером 20, заявление от ДД.ММ.ГГГГ., однако, с ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье на рассмотрение в ЖБК не обновлялись. Решением ЖБК N от ДД.ММ.ГГГГ., он не может быть восстановлен в очереди сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий УМВД России по г. Пензе, в связи с отсутствием документов, необходимых для принятия на учет и свидетельствующих о его нуждаемости в жилье. (л.д. 9, 10).
Вместе с тем, согласно журнала учета очередников, предоставленного УМВД России по г.Пензе, Борзихин В.Ф. значится под номером 40, где основанием постановки на учет послужил рапорт от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в указанном журнале Борзихин В.Ф. значится как сотрудник, имеющий льготные права на получение жилплощади, как многодетный отец.
Указанный журнал прошнурован и пронумерован, подписан начальником Первомайского РОВД г.Пензы ФИО7 и председателем жилищно-бытовой комиссии Первомайского РОВД г.Пензы ФИО8, скреплен печатью Первомайского РОВД г.Пензы.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 суду пояснил, что он был председателем жилищно-бытовой комиссии Первомайского РОВД г.Пензы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а секретарем была ФИО9 В журнал вносили только тех, кто имел право на улучшение жилищных условий. Кроме того были жилищные дела на каждого нуждающегося сотрудника. Ежегодно обновлялись списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вывешивались на доску объявлений. Борзихин В.Ф. внесен в указанный журнал под номером 40. Кроме того, он состоял на льготной очереди, как многодетный отец, и с очереди не снимался
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 суду показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Первомайском РОВД г. Пензы, она была секретарем жилищно - бытовой комиссии, но фамилия у нее тогда была "данные изъяты". Все протоколы заседания жилищно - бытовой комиссии подписывала в том числе и она. С ДД.ММ.ГГГГ на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий встал Борзихин В.Ф., при чем, он был поставлен на учет и в льготную очередь, как многодетная семья. Списки очередников регулярно обновлялись, все документы были у зам.полита Полосухина. Она подтверждает, что Борзихин В.Ф. с очереди не снимался и жилье ему не предоставлялось. Она сама лично заполняла журнал, кроме того был журнал, где велись протоколы жилищно-бытовой комиссии.
Оценив все собранные по делу доказательства в полном соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд сделал правильный вывод об обоснованности исковых требований.
Отсутствие у истца письменного уведомления о постановке на учет само по себе не опровергает выводов суда первой инстанции.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах личного дела каких-либо сведений о постановке истца на учет, отсутствии учетного дела, а также списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку вышеуказанный вывод суда подтвержден другими доказательствами по делу.
При этом оформление, изготовление и хранение указанных документов является обязанностью работодателя. Как следует из объяснений представителя ответчика, списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, протоколы заседаний жилищной комиссии и учетные дела за спорный период не сохранились.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.С учетом приведенных обстоятельств оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 27.05.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.