Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Козловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда дело по жалобе Государственного инспектора Труда в Пензенской области "данные изъяты" на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17.06.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью ООО "Гурман" (далее ООО "Гурман") Кузахметовой Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда в Пензенской области "данные изъяты". от 28 апреля 2015 года "данные изъяты" директор ООО "Гурман" Кузахметова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Кузахметова Н.Н.в лице своего представителя по доверенности Михайлова А.В. обратилась 07.05.2015 г. в суд с жалобой в Железнодорожный районный суд г. Пензы.
Решением судьи Железнодорожного районного суда от 17.06.2015 г. жалоба Кузахметовой Н. Н. удовлетворена. Постановление государственного инспектора труда по Пензенской области "данные изъяты" "данные изъяты" от 28 апреля 2015 года о привлечении Кузахметовой Н.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ отменено. Дело об административном правонарушении в отношении Кузахметовой Н. Н. по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ прекращено.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Государственный инспектор Труда в Пензенской области "данные изъяты" обратилась 29.06.2015 г. с жалобой в Пензенский областной суд, просит решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17.06.2015 г. отменить, постановление государственного инспектора труда по Пензенской области "данные изъяты"А. от 28.04.2015 г. "данные изъяты" оставить без изменения.
В жалобе заявитель указывает, что нарушение трудового законодательства ООО "Гурман" было допущено. Ссылка судьи в решении на Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" незаконна, поскольку в отношении ООО "Гурман" проверка не проводилась. В данном случае инспектор руководствовался нормами ст. 28.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ГИТ в Пензенской области по доверенности "данные изъяты" доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи Железнодорожного районного суда от 17.06.2015 г. отменить.
Представитель Кузахметовой Н.Н. по доверенности Михайлов А.В. доводы жалобы не признал, просил в её удовлетворении отказать, решение судьи Железнодорожного районного суда от 17.06.2015 г. оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителя ГИТ в Пензенской области по доверенности Федотовой И.А., объяснения представителя Кузахметовой Н.Н. по доверенности Михайлова А.В., проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему:
В соответствии с частью 1 пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, урегулированы статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно пунктам 43,44 Приказа Минтруда России от 30.10.2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роструда.
Основанием для начала административной процедуры организации и проведения плановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) распоряжения на проведение плановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.
Согласно пунктам 66,67 Приказа Минтруда России от 30.10.2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов.
Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, результаты которых не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора по заявлению проверяемого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3).
Отменяя постановление ГИТ в Пензенской области "данные изъяты" от 28.04.2015 г. и прекращая дело об административном правонарушении в отношении директора ООО "Гурман" Кузахметовой Н.Н. по ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ, судья установила и обоснованно исходила из того, что, согласно протоколу об административном правонарушении "данные изъяты" от 03.02.2015 г., 29.01.2015 года в ходе проверки по жалобе гражданки, в магазине "данные изъяты" совместно с представителем администрации "данные изъяты", был выявлен факт допуска работников без оформления трудовых договоров. На момент обнаружения правонарушения "данные изъяты" находилась в производственном помещении, принадлежащем ООО "Гурман" на условиях договора аренды от 29.10.2104г., заключенному с ООО "данные изъяты" и выполняла работу по изготовлению изделий из теста. На момент выявления правонарушения, 29 января 2015г., трудовой договор между ООО "Гурман" и "данные изъяты". представлен не был. 03.02.2015г. в Государственную инспекцию по труду в Пензенской области был представлен трудовой договор с "данные изъяты" от 26.01.2015г, в котором указано, что работник принимается на работу в качестве бармена-кассира. В производственном помещении ООО "Гурман" также находилась "данные изъяты" которая также выполняла работу по изготовлению изделий из теста. Документов о трудоустройстве "данные изъяты" в инспекцию не представлено. ООО "Гурман" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, то есть уклонение от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора.
Постановлением "данные изъяты" от 09.02.2015 года директор ООО "Гурман" Кузахметова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 24.03.2015г. постановление "данные изъяты" от 09.02.2015 года в отношении директора ООО "Гурман" Кузахметовой Н.Н. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.5.27 КоАП РФ отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
Постановлением государственного инспектора труда по Пензенской области "данные изъяты" от 28 апреля 2015 года "данные изъяты" директор ООО "Гурман" Кузахметова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.
Как установлено, проверка проводилась по жалобе гражданки в отношении ООО "данные изъяты" находящемся по адресу "данные изъяты" где осуществляет свою деятельность ООО "Гурман".
В отношении ООО " Гурман" проверка не проводилась, распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки не выносились, акт не составлялся.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО " Гурман" был составлен в ходе внеплановой проверки ООО "данные изъяты"
Исходя из содержания ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки; запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Порядок проведения проверки установлен ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, согласно ч. 1 которой проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу абз. 8 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Таким образом, судьей правильно сделан вывод, что внеплановая проверка проведена государственным инспектором труда в отношении ООО " Гурман" при отсутствии предусмотренных законом оснований для ее проведения, в связи с чем, протокол об административном правонарушении "данные изъяты" от 03.02.2015 года не является допустимым доказательством.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО " Гурман" Кузахметовой Н.Н. обоснованно судьей прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.
Довод жалобы о том, что судья не вправе была руководствоваться нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не принимаю во внимание, поскольку в решении судьи приведены все нормы закона, регулирующие данные правоотношения и основанием к отмене решения данные доводы не являются.
Ссылки в жалобе на нормы ст.28.1 КоАП РФ также несостоятельны, поскольку вышеуказанными нормами закона и Регламентом установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок и расширительному толкованию данный порядок не подлежит.
На основании изложенного считаю, что решение судьи Железнодорожного суда г.Пензы от 17.06.2015 г. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Государственного инспектора Труда в Пензенской области "данные изъяты" - без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ч.1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Железнодорожного суда г.Пензы от 17.06.2015 г. оставить без изменения, а жалобу Государственного инспектора Труда в Пензенской области "данные изъяты" - без удовлетворения
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.