Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами на решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленску от 04 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Л.Е.Р.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 15.04.2015 N 1135/06 должностное лицо Областного государственного автономного учреждения здравоохранения " ХХХ" Л.Е.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Решением судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 04.06.2015 постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, просит решение судьи отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что вменяемое Л.Е.Р. правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в области финансов, нарушает установленную финансовую дисциплину в финансовой системе Российской Федерации, срок давности за нарушения которых составляет два года.
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно раздела 5 Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, утвержденных приказом Департамента бюджета и финансов Смоленской области от 30.12.2011 N152, получатели средств (неучастники бюджетного процесса), имеющие кассу и осуществляющие налично-денежные расчеты, могут хранить наличные деньги в пределах установленного лимита остатка наличных денег в кассе (п.5.1). Департамент финансов устанавливает единый лимит остатка кассы получателя средств (неучастника бюджетного процесса) по всем видам средств (средства областного бюджета, средства во временном распоряжении, средства неучастника бюджетного процесса) без права расходования наличных денег из выручки, поступающей в кассу, минуя соответствующие счета Департамента (п.5.3).
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом начальника Департамента Смоленской области по осуществления контроля и взаимодействию с административными органами от 23.01.2015 в период с 26.01.2015 по 01.04.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения установленных требований порядка ведения кассовых операций, снятия наличия денежных средств, бланков строгой отчетности в отношении ОГАУЗ " ХХХ". По результатам проверки установлен факт превышения 03.12.2014 лимита остатка кассы на "данные изъяты" руб. Начальником отдела финансового контроля в бюджетной сфере Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами Ш. 07.04.2015 в отношении должностного лица Л.Е.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.
Постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 15.04.2015 N 1135/06 должностное лицо Л.Е.Р. признана виновной в совершении данного административного правонарушения.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из истечения срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности, поскольку рассматриваемое правонарушение относится к нарушениям в сфере наличного денежного обращения (финансов).
По общему правилу лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, составляет 2 месяца.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу следует исчислять с момента совершения административного правонарушения. Согласно материалам дела, правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, совершено 03.12.2014.
Следовательно, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 03.02.2015.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности истек 03.02.2015, то обсуждение вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения не допускается.
Доводы жалобы о том, что накопление наличных денег с превышением установленного лимита является нарушением бюджетного законодательства РФ, срок давности за нарушения которого составляет два года, не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации. Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Виды бюджетных нарушений определены в главе 30 Бюджетного кодекса РФ, которая не содержит указаний на нарушения, связанные с соблюдением кассовой дисциплины и порядка работы с денежной наличностью.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда о прекращении производства по делу является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 КОАП РФ, судья Смоленского областного суда,
РЕШИЛ:
решение судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 04 июня 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Л.Е.Р. оставить без изменения, а жалобу начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами -без удовлетворения.
Судья Смоленского областного суда М.В. Туникене
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.