Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Муратовой Н.И., Мекеровой С.Р.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
с участием прокурора Протасовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Воропаева И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 мая 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов Добриковой А.С. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туркменского района Ставропольского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Добриковой А.С. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье в виде благоустроенного жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилья.
В иске истец просил суд возложить на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность предоставить Добриковой А.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
В обоснование иска указано, что проверкой было установлено, что Добрикова А.С., ... 1994 года рождения, является сиротой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В прокуратуру с заявлением обратилась Добрикова А.С. по факту не предоставления ей жилого помещения. Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и направлен в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК для заключения договора найма жилого помещения с Добриковой А.С. Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Протоколом N 3 Заседания рабочей группы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, и установлению очереди на приобретения им жилых помещений" от 18.09.2006 Добрикова А.С. ... 1994 года рождения признана нуждающейся в жилом помещении. 15.07.2014 список был направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договора с Добриковой А.С.
Со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор Туркменского района Ставропольского края просил возложить на ответчика обязанность предоставить Добриковой А.С. специализированное жилье по договору найма специализированного жилья в виде благоустроенного жилого дома (квартиры) по нормам предоставления площади жилого помещения.
Согласно определения суда от 10 марта 2015 года ненадлежащий ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края заменен на надлежащего ответчика - Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 мая 2015 года исковые требования прокурора Туркменского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить Добриковой А.С. специализированное жилье по договору найма специализированного жилья - удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Добриковой А.С., ... 1994 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Туркменского района.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Воропаев И.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п, и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Судом установлено, что иск прокурора заявлен в интересах Добриковой А.С., ... 1994 года рождения, которая является сиротой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и направлен в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК для заключения договора найма жилого помещения с Добриковой А.С.
Протоколом N 3 Заседания рабочей группы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, и установлению очереди на приобретения им жилых помещений" от 18.09.2006 года Добрикова А.С., ... 1994 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении. 15.07.2014 года список был направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договора с Добриковой А.С.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что Добрикова А.С. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Действующей в настоящее время редакцией ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (той же редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" связывает право лишь с достижением возраста 18 лет.
Статьей 7 Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и в соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к расходным обязательствам Ставропольского края.
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Суд правомерно исходил из того, что юридическим фактом, с которым связывается право Добриковой А.С. на обеспечение специализированного жилого помещения, является 2006 год - по правилам ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции до 01.01.2013, поскольку действия ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ 29.02.2012 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (той же редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" связывает право лишь с достижением возраста 18 лет.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Добриковой А.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Туркменского района.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении порядка очередности обеспечения жильем указанной категории лиц был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.