Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Медведевой Д.С.
судей Калединой Е.Г. и Турлаева В.Н.
при секретаре Русиновой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2015 года
дело по апелляционной жалобе истца Миллер Е.И.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 28 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Миллер Е.И. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Миллер Е.И. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о сохранении жилого помещения - квартиры N208 литер "А1", общей площадью 41,5 кв.м., расположенной по адресу: " ... ", в перепланированном и переустроенном состоянии, признании за ней права собственности в порядке приватизации, обосновав свои требования тем, что она является нанимателем жилого помещения - однокомнатной квартиры N 208 в соответствии с техническим паспортом, подготовленным ГУП СК "Крайтехинвентаризация" в общежитии N1, по адресу: " ... ". Вселена в указанное жилое помещение на основании договора найма жилого помещения и проживает там постоянно, других помещений для проживания не имеет, оплату найма жилья и коммунальных услуг производит постоянно и своевременно, задолженности по оплате не имеет. В целях улучшения жилищных условий ее семьи она выполнила за свой счет переустройство и перепланировку вышеуказанной квартиры на втором этаже пятиэтажного общежития. Набор помещений: коридор, жилая комната, санузел, кухня. Таким образом, занимаемые ее помещения являются обособленными и в совокупности являются квартирой. Согласно технического паспорта от 06.02.2008 г. однокомнатная квартира N 208 расположена на 2 этаже по ул. " ... ", общежитие N 1, где указано, что имеется самовольная перепланировка. Право собственности на данное жилое помещение квартиры не оформлено согласно справке БТИ и выписке из ЕГРП. Техническим заключением N 35-15 о состоянии строительных конструкций здания общежития литер "А1", после перепланировки и переустройства комнаты " ... " в г.Ставрополе, установлено, что несущие и ограждающие строительные конструкции существующего здания общежития находятся в удовлетворительном состоянии. Несущая способность несущих конструкций здания после перепланировки и переустройства не изменились, конструкции пригодны для дальнейшей эксплуатации. Несущие и ограждающие строительные конструкции жилого дома по " ... ", находятся в удовлетворительном техническом состоянии, конструкции пригодны для дальнейшей эксплуатации. Технические решения, принятые при выполнении перепланировки комнаты N 208, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Согласно акта приема-сдачи осуществлен монтаж электропроводки и водоснабжения за счет жильцов. Квартира телефонизирована с разрешения колледжа. Истец обращалась за согласованием к ответчику, который не возражал против перепланировки. Согласно постановления администрации г. Ставрополя N 3560 от 21.10.2013 г. присвоен адрес земельному участку с кадастровым номером 26:12:02050:456, площадью 46 281кв.м. и расположенным на нем объектов недвижимости, в том числе литер "А1" с идентификационным номером объекта 040119640012 - по " ... " в квартале 378. Согласно сообщения ГБОУ СПО Ставропольского государственного политехнического колледжа от 11.02.2014 г. за номером 43 в Бюро кадастровых инженеров СК внесены в техническую документацию изменения прежнего адреса: " ... ", на новый адрес: " ... ", для объектов недвижимости, в том числе и общежитие N1 (лит. А1) жилое, общей площадью 2036,3 кв.м. Согласно выписки из реестра Министерства имущественных отношений за N 4547/04 от 09.07.2014 г., государственное имущество, находящееся на праве оперативного управления на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (Ставропольский государственный политехнический колледж), внесенное в реестр государственного имущества Ставропольского края в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 1157-п, постановлением Правительства Ставропольского края от 06.12.1998 г. N228-п "Об организации учета и ведении реестра государственного имущества Ставропольского края" без приложения данных распоряжений и перечня, значится, что данные объекты, в том числе и общежитие N 1 (лит. А1), было передано на баланс или иную форму ведения содержания как ГБОУ СПО Ставропольский политехнический колледж.
Вместе с тем, Распоряжение N 1157-Р от 16.08.2003 г., которым утвержден перечень передаваемых в введение Ставропольского края государственных образовательных учреждений, находящихся в введении Министерства образования России значится лишь государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" - " ... ", и не содержит характеристики имущества, передаваемого в государственную собственность.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на имущество государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1", указанного в названном перечне (в настоящее время нет сведений передачи строительных объектов на право оперативного управления ГБОУ СПО Государственный политехнический колледж). Распоряжение Министерства от 27.07.2005 г. N 853 не содержит перечень или иные характеристики имущества, передаваемого в государственную собственность СК. У Министерства имущественных отношений края доказательств того, что возникло право Федеральной собственности на объект недвижимости нет, как и нет документации факта передачи недвижимого им как собственнику имущества. У истца отсутствует информация об объекте недвижимости, на который ею заявляется право, как право собственности государства или ведомства. Спорное жилое помещение отвечает требованиям Закона, является изолированным и согласно ст. 52 ЖК РФ, ст. 62 ЖК РФ может быть как предметом договора найма, так и договором приватизации (ст.ст. 1,2,11 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Общежитие является многоквартирным жилым домом, что подтверждается технической документацией; студенты и учащиеся в нем не проживают. Основными квартиросъемщиками дома являются граждане, прожившие более 20 лет, а некоторые более 30 лет, живут семьями на постоянной основе, как в квартирах. Практически все жильцы относятся к малообеспеченной категории граждан - это работники образования, как бывшие, так и настоящие, пенсионеры, инвалиды, молодые семьи, имеющие малолетних детей, беженцы и вынужденные переселенцы, а также незначительная часть лиц, не имеющих отношения к колледжу. Все квартиры в доме полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к квартирам в жилых домах: отсутствуют общие кухни, нет общих душевых, нет вахтера, дом оборудован домофоном и т.д. На средства жильцов заменена общая система канализации, водоснабжения, как горячего, так и холодного. За время проживания жильцами была произведена полная замена напольного покрытия. Каждый квартиросъемщик в своей квартире заменил окна, двери, батареи отопления, все сантехнические приборы, электропроводку, водопроводные трубы с установкой приборов учета, по показаниям которых производится оплата за проживание в данных квартирах в соответствии с действующими нормами. С 1983 г. по приказу директора Профессионального училища N1 в г. Ставрополе в общежитии N 1 стали поселяться сотрудники училища, которым выделялись в зависимости от состава семьи по одной, две комнаты. Тем сотрудникам, которым выделялась по одной и более комнаты администрацией училища была разрешена перепланировка и объединение комнат. С 1990 г. по приказу директора училища Макаренко В.Н. N402-К от 06.10.1990 г. "О сокращении штатных единиц ввиду отсутствия проживания учащихся", данное общежитие приобрело статус семейного общежития. Приказом директора училища от 14.01.1991 г. N 2 "а"-К с жильцов стала взиматься квартирная плата в соответствии с тарифами, предусмотренными для квартирного жилищного фонда, что фиксируется по настоящее время в расчетных книжках на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с решением межведомственной комиссии Октябрьского района г. Ставрополя, ПТИ была проведена инвентаризация дома и был оформлен технический паспорт дома, в соответствии с которым зарегистрирована общая жилая площадь -2036,3 кв.м. По согласованию с училищем был заказан проект в ОАО "Ставропольпроектстрой", в котором отражено, что путем осмотра здания установлено, что дом " ... ", практически является 5-ти этажным 36-квартирным жилым домом, соответствующим санитарным, пожарным и другим необходимым нормам статуса жилого дома, других документов у заинтересованных лиц не имеется. Общежитие " ... ", является многоквартирным жилым домом, что подтверждается техническим и кадастровым паспортами, где на учете в кадастре состоит как многоквартирный жилой дом. Ей стало известно, что Министерство имущественных отношений СК обращаясь в Арбитражный суд СК к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению госимуществом в СК о признании права собственности на ее общежитие, указывает, что это многоквартирный жилой дом. ГБОУ СПО "Ставропольский государственный политехнический колледж" в лице директора Хорина В.П. уведомил Министерство имущественных отношений (исх. N 99 от 21.07.2009 г.) о согласии на передачу здания общежития, расположенного по адресу: " ... ", в муниципальную собственность с присвоением статуса "Жилого дом".
Аппаратом Правительства СК - отделом по работе с обращениями граждан обращение, направленное на имя Президента РФ, было передано в Министерство образования СК (исх. N 2978-020/25-Д-2 от 18.05.2009 г.). В полученном ответе Министерство образования СК (исх. N 01-54/4546 от 17.06.2009г.) считает возможным передачу здания общежития в муниципальную собственность в установленном порядке. Обращение и ответ прилагается.
Согласно справке, ее квартира находится на балансе ПТУ-1, поставлена на технический учет, право собственности не оформлено.
Считает, что за истцом в порядке приватизации может быть признано право собственности на изолированную комнату в жилом доме, который ранее использовался в качестве общежития, если истец был постоянно вселен в комнату, которая является его единственным жильем и ранее в приватизации жилья не участвовал. Комната была предоставлена истцу для проживания в связи трудовыми отношениями как работнику предприятия, после трудоустройства истец был зарегистрирован по месту жительства в общежитии. Истец оплачивает коммунальные и другие платежи, не имеет задолженности по квартплате, о чем свидетельствуют расчетные листки истца, подтверждающие удержание кварплаты у него из заработной платы, а также квитанции об уплате за проживание. Поскольку истец вселился в комнату и проживал в ней до приватизации общежития, то последующая приватизация не влияет на право приватизировать занимаемую им комнату.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 28 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Миллер Е.И. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации - отказано.
В апелляционной жалобе истец Миллер Е.И. просит решение суда отменить, указав, что судом неправильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Здание общежития утратило свой статус специализированного жилья. Ответчики не возражали против изменения назначения комнат в общежитии в отдельные квартиры, которые поставлены на кадастровый учет как отдельные объекты недвижимости. Доказательств, подтверждающих доводы ответчиков о том, что спорная квартира расположена в здании учебного, производственного или культурного назначения не имеется. Суд не учел, что истец проживает в однокомнатной квартире, которая ей предоставлена по договору социального найма, как работнику ГБОУ "Ставропольский политехнический колледж", квартира является изолированной. За свой счет истец произвела переустройство и перепланировку по согласованию с ответчиком, считая ее законной.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства имущественных отношений СК по доверенности Мистержанова А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителей Министерства имущественных отношений СК по доверенности Воронину Л.М. и ГБОУ "Ставропольский политехнический колледж" по доверенности Жихареву О.В., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту - Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.
Такой ограничения установлены Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 102 названного Закона государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
Аналогичный запрет предусмотрен статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (далее по тексту - Закон о приватизации) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в указанную статью Законом РФ от 23.12.1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", статья 18 изложена в следующей редакции:
"При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, равно как и запрет приватизации общежитий, принадлежащих государственным и муниципальным образовательным организациям, установленный статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 102 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права граждан (постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, определения от 2 ноября 2000 года N 220-О и от 25 ноября 2010 года N 1510-О-О).
Действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таких обстоятельств по настоящему делу не имеется.
Как следует из материалов дела, решением исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от 12.12.1969 г. N 984 утвержден акт государственной комиссии, на основании которого в связи с окончанием строительства введено в эксплуатацию 5-ти этажное здание общежития на 286 мест краевого управления "Ставропольремстрой" по " ... ".
В соответствии со ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Таким образом, общежитие N 1 (лит. А1), расположенное по адресу: " ... ", (ранее - " ... ") было изначально построено как имеющее специализированный статус.
Государственное образовательное учреждение "Профессиональное училище N 1 города Ставрополя" (федерального уровня собственности), правопреемником которого является государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж", учреждено распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Ставропольского края Территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации от 29.12.1995 г. N 692.
В соответствии с договором от 27.12.1995 г. за государственным образовательным учреждением Профессиональным училищем N 1 г.Ставрополя закреплено на праве оперативного управления государственное имущество, относящееся к федеральной собственности, состоящее из основных и оборотных средств бывшего строительного учебно-производственного комплекса ПТУ-1 г. Ставрополя, в том числе здания трех общежитий по адресу: " ... ".
Нахождение здания общежития N 1 (лит. А1), расположенного по адресу: " ... ", на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж", подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств от 01.01.1969 г. N 8.
В настоящее время здание общежития (лит. А1), расположенное по адресу: " ... ", значится в реестре государственного имущества Ставропольского края, находится на праве оперативного управления на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж", что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Ставропольского края от 10.04.2015 г. N 2896/04.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 1157-р государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Минобразования России, переданы в ведение Ставропольского края. В приложении N 1 к данному распоряжению под номером 1 числится государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1", по адресу: " ... ".
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 г. N 1157-р Министерством имущественных отношений Российской Федерации издано распоряжение от 25.08.2003 г. N 3768-р "О передаче государственных образовательных учреждений в государственную собственность Ставропольского края", в приложении к которому указано государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" (п. 1 перечня).
В соответствии с п. 2 ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Доводы истца о том, что общежитие не передавалось в государственную собственность Ставропольского края, поскольку не указаны в данных перечнях, несостоятельны, т.к. основаны на ошибочном толковании закона.
Из анализа вышеуказанных документов следует, что здание общежития колледжа, которое относилось к специализированному жилищному фонду еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в настоящее время, после вступления в действие нового Жилищного кодекса РФ, также не утратило своего статуса специализированного жилья и находится в собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
Таким образом, довод стороны истца о том, что отсутствуют данные, подтверждающие отнесение спорного здания общежития к специализированному жилому фонду, суд находит несостоятельным.
Судом проверены доводы стороны истца о том, что Миллер Е.И. с семьей вселена в жилое помещение общежития в установленном законом порядке, с ней заключен договор социального найма и оплачиваются коммунальные услуги, как по договору социального найма произведена перепланировка помещений, которые фактически представляют собой квартиру, на которую выдан соответствующий технический паспорт.
В судебном заседании установлено, что согласно договора N 180/1 найма жилого помещения в общежитии от 12.01.2014 г. ГБОУ СПО "Ставропольский государственный политехнический колледж" передало нанимателю Миллер Е.И. и членам ее семьи во владение и пользование за плату специализированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Ставропольского края, комнату N 208 состоящую из 1 комнаты, общей площадью 41,5 кв.м., расположенную в общежитии N 1 по адресу: " ... ", для временного проживания в нем.
Правоотношения сторон по данному спору основаны на договоре найма специализированного жилого помещения.
Представленный в материалы гражданского дела план объекта недвижимости, выданный истцу на занимаемое жилое помещение как на однокомнатную квартиру, кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества - квартиру N 208, не меняют правового статуса рассматриваемого вопроса.
Как следует из материалов дела, истец произвела переоборудование и перепланировку спорного жилого помещения без соответствующего разрешения, что зафиксировано в представленном плане объекта недвижимости на дату инвентаризации: 29.01.2008 г.
Правовых оснований для сохранения помещения в перепланированном состоянии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.