Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Строчкиной Е.А.
судей Товчигречко М.М., Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Картуновой А.А.
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 11 августа 2015 года
дело по апелляционной жалобе председателя Территориальной избирательной комиссии г. Буденновска Шейко Н.Н.
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2015 года
по гражданскому делу по заявлению Кучуковой И.Д. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Буденновска от 25 июля 2015 года N* об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Буденновска по одномандатному избирательному округу N*,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Кучукова И.Д. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что решением Думы города Будённовска на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Думы города Будённовска.
июля 2015 года она представила в Территориальную избирательную комиссию города Будённовска заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N*. К заявлению она приложила все документы, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) необходимые для выдвижения кандидата и, а именно: копию паспорта, копию свидетельства ИНН, копию диплома об окончании учебного заведения, справку с места работы.
июля 2015 года она представила в ТИК города Будённовска документы, предусмотренные Федеральным законом, законом Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" (далее - закон Ставропольского края) и необходимые для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку моего выдвижения в установленном количестве, протокол об итогах сбора подписей избирателей (на бумажном и машиночитаемом виде); первый финансовый отчет (на бумажном и машиночитаемом носителе), учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (на бумажном и машиночитаемом носителе), справку из банка, подтверждающую остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата.
25 июля 2015 года ТИК города Будённовска приняла постановление N* "Об отказе Кучуковой И.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N *".
Основанием отказа в регистрации её кандидатом в депутаты послужило непредоставление заявителем сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Данный документ, по мнению ТИК города Будённовска, со ссылкой на пункт 3 статьи 33 Федерального закона и пункт 1 статьи 151 Закона Ставропольского края является документом необходимым для выдвижения, который предоставляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться.
С данным решением ТИК города Будённовска она не согласна. Считает его незаконным и подлежащим отмене. Руководствуясь ст.ст. 75, 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", просила суд: признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии города Будённовска от 25 июля 2015 года N * "Об отказе в Кучуковой И.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N *", отменить это постановление и обязать Территориальную избирательную комиссию города Будённовска зарегистрировать её (Кучукову И.Д.) кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N*.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2015 года заявление Кучуковой И.Д. удовлетворено. Суд признал незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии города Будённовска N* от 25.07.2015г. "Об отказе Кучуковой И.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N *" на выборах, назначенных на 13.09.2015г. Обязал Территориальную избирательную комиссию города Будённовска зарегистрировать Кучукову И.Д. кандидатом в депутаты Думы г. Буденновска по одномандатному избирательному округу N* на выборах, назначенных на 13.09.2015г.
В апелляционной жалобе председатель Территориальной избирательной комиссии г. Буденновска Шейко Н.Н. считает решение суда незаконным и необоснованными, а требования Кучуковой И.Д. не подлежащими удовлетворению. Судом неправильно истолкованы нормы закона, неправильно применены нормы материального права.
В возражении на апелляционную жалобу помощник Буденновского межрайонного прокурора Цибулина Н.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кучукова И.Д., надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении слушания дела не представила. Имеется письменное заявление Кучуковой И.Д. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения представителя Территориальной избирательной комиссии г. Буденновска по доверенности Пугачевой О.В., представителя Кучуковой И.Д. по доверенности Шевченко В.Н., прокурора Левушкиной Е.В., судебная коллегия находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Территориальной избирательной комиссии г. Буденновска по доверенности Пугачеву О.В., просившую решение суда отменить по доводам жалобы, представителя Кучуковой И.Д. по доверенности Шевченко В.Н. и заключение прокурора Левушкиной Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено, судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Как следует из материалов дела, 15.07.2015 года Кучукова И.Д. представила в ТИК города Будённовска заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N* с приложением документов, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) необходимые для выдвижения кандидата и, а именно: копию паспорта, копию свидетельства ИНН, копию диплома об окончании учебного заведения, справку с места работы.
16 июля 2015 года она представила в ТИК города Будённовска документы, предусмотренные Федеральным законом, законом Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" (далее - закон Ставропольского края) и необходимые для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку моего выдвижения в установленном количестве, протокол об итогах сбора подписей избирателей (на бумажном и машиночитаемом виде); первый финансовый отчет (на бумажном и машиночитаемом носителе), учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (на бумажном и машиночитаемом носителе), справку из банка, подтверждающую остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата.
25 июля 2015 года ТИК города Будённовска приняла постановление N* "Об отказе Кучуковой И. Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N *". Основанием отказа в регистрации Кучуковой И.Д. послужило, согласно п/п "в" п. 24 ст. 38 ФЗ N67, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата - сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Кучуковой И.Д. вместе с заявлением в ТИК г. Буденновска о согласии баллотироваться кандидатом по одномандатному избирательному округу N* в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Думы города Будённовска предоставлены все необходимые документы для её регистрации, в связи с чем пришел к выводу о том, что постановление ТИК города Будённовска N* от 25.07.2015 года "Об отказе Кучуковой И.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N *" вынесено в нарушении требований ФЗ N67.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Законом предусмотрено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Между тем, согласно п. 4 ст. 33 ФЗ N67, при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать своими законами перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Так, пункт 2 статьи 15.1 Закона Ставропольского края N37-кз устанавливает условие регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) и единому избирательным округам: "Регистрация кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 14 настоящего Закона, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2- 7 статьи 35.1 или пункта 16 статьи 38 Федерального закона".
Указанные пункты закона Ставропольского края полностью повторяют условия пункта 1 статьи 38 Федерального закона, установленные для регистрации кандидатов, выдвинутых как в порядке самовыдвижения, так и избирательным объединением и не устанавливают требований для кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, обязанности представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения предусмотренные пунктом 3 ст. 33 ФЗ N67.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами средняя норма представительства избирателей на выборах в Думу г. Буденновска не превышает пяти тысяч избирателей.
Следовательно, при проведении выборов в Думу г. Буденновска Ставропольского края кандидат в депутаты не обязан предоставлять в соответствующую комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление ТИК города Будённовска N* от 25.07.2015 года "Об отказе Кучуковой И.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Будённовска по одномандатному избирательному округу N *" является незаконным, вынесеным в нарушении требований ФЗ N67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, поэтому оснований не согласиться с ними у судебной коллегии нет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебным решением, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, а потому не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.