Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Мороз И.Г.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа2015 года материалы по частной жалобе представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на определение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 мая 2015 года об оставлении без движения апелляционной жалобы представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению Никулина А. Е. о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в получении жилого помещения, возложении обязанности на Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации признать Никулина А. Е. нуждающимся в получении жилого помещения, включить в списки кандидатов на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи два человека,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Червенко К.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никулин А.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в получении жилого помещения, возложении обязанности на Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации признать Никулина А.Е. нуждающимся в получении жилого помещения, включить в списки кандидатов на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи два человека.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 марта 2015 года заявленные Никулиным А.Е. требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации подал апелляционную жалобу.
Обжалуемым определением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 мая 2015 года указанная апелляционная жалоба оставлена без движения. Заявителю жалобы предложено представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В частной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что ФГКУ "Востокрегионжилье", являясь специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, в силу положений пункта 19 части 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения; отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
В силу части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Оставляя апелляционную жалобу без движения, судья сделал вывод о невыполнении подателем жалобы (ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации) установленной законом обязанности по уплате государственной пошлины за совершение юридически значимого действия. При этом исходил из того, что оснований для освобождения ФГКУ "Востокрегионжилье" от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на основании и. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку апеллянтом не представлено доказательств отнесения к органам Министерства обороны России, либо выполнения функции государственного органа.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации сбор уплачивается плательщиком в целях получения юридически значимых действий.
В рассматриваемом случае таким действием, как это следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, признается рассмотрение апелляционной жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации относится к государственным органам, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения (пункт 1 Указа).
В соответствии с пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, через которую Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, являющийся уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций.
Согласно пункту 11 Устава ФГКУ "Востокрегионжилье", утвержденного 17.08.2012 года, ФГКУ "Востокрегионжилье" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая сферу возложенных на ответчика функций органа государственной управления, он подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы, на основании 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Тем более что данная норма не оговаривает каких-либо условий для освобождения от платежа, относящихся к существу спорных правоотношений.
При этом судебная коллегия считает возможным учесть и положение пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Поскольку податель жалобы подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины, у районного суда не имелось оснований для оставления апелляционной жалобы без движения.
Исходя из указанного, определение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 мая 2015 года подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для совершения действий, предусмотренных статьей 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 мая 2015 года об оставлении без движения апелляционной жалобы представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению Никулина А. Е. о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в получении жилого помещения, возложении обязанности на Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации признать Никулина А. Е. нуждающимся в получении жилого помещения, включить в списки кандидатов на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи два человека - отменить, частную жалобу представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить.
Гражданское дело направить в Комсомольский районный суд Хабаровского края для выполнения требований статьи 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
И.Г. Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.